"Менеджер в культуре "

«Культурный фронт» позиционирует себя как сообщество, цель которого – формирование общественного мнения о культурных процессах Нижнего Новгорода.

Действующие лица

 

Дмитрий Гительсон – руководитель бюро общественных коммуникаций «Агитпром».

Игорь Кораллов – профессор Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, заслуженный артист России, руководитель коллектива «Нижегородский сувенир», руководитель клуба «Легенды города Горького».

Сергей Попов – музыкальный критик, радио- и телеведущий. Организатор и соорганизатор культурных мероприятий.

Леонид Юлдашев – координатор интернет-проектов Института книги (Москва).

Лев Харламов – актер, руководитель театра одновременной игры «Zоопарк», радиоведущий.

Андрей Носов – руководитель отдела маркетинга и развития государственного центра современного искусства «Арсенал».

Алексей Кругов – арт-директор, промоутер, куратор и диджей.

 

Гительсон: Менеджер в культуре – понятие всеобъемлющее, им можно назвать и директора любого муниципального культурного учреждения, и министра департамента культуры, и директора театра, и просто рядового сотрудника, который занимается организацией культурных мероприятий. В чем, на ваш взгляд, заключается сегодня роль менеджера в культуре – не по факту, а такой, какой мы все хотели бы ее видеть?

Кораллов: В силу возраста я застал еще то время, когда слово «менеджер» было ругательным, а подобным функционалом обладал администратор. Есть целый ряд фамилий администраторов, которыми гордится до сих пор наша эстрада, театральная общественность. Это те настоящие люди, которые принадлежат душой и сердцем искусству и культуре, знаменитейшие администраторы Малого театра, МХАТа. Их сподвижничеством осуществлялась и вся гастрольная деятельность, а что такое артист без гастролей? Все равно что рыба без воды. Теперь появилось более интересное и заманчивое слово «менеджер». Их много: продавец – менеджер. Человек, который подметает улицу, – тоже менеджер, только по обслуживанию метлы. Нивелировали мы это слово, хотя в переводе-то оно означает «управление». Если мы умеем управлять, мы должны знать, чем управляем, – техникой, механизмами или человеческими душами. Какова же роль вообще менеджера в сегодняшних условиях? Не переоценивая возможности управленческого аппарата, я скажу, что без этого мы вряд ли двинемся куда-то вперед.

Попов: Я бы сосредоточился в вопросе культурного менеджмента на аспекте той деятельности, что выплескивается на улицы и площади города. К всевозможным гуляниям я отношусь с большим скепсисом, поскольку насмотрелся на наши праздники, которые будто написаны по одному сценарию, когда на фоне какого-нибудь патриотического Иосифа Кобзона выходит патриотический Олег Газманов. Я не знаю персоналий и не хочу никого обидеть, тем не менее у меня складывается ощущение, что в этом жанре у нас в городе не меняется ничего на протяжении десятилетий. Недавно был в Санкт-Петербурге, так там празднование Дня города началось с колонны байкеров, которые ехали от Фонтанки в сторону Адмиралтейства. И вообще там столько всего понамешано! Совсем было бы нелишним, чтобы наши менеджеры, которые занимаются организацией и курированием городских проектов, съездили в другие города и действительно переняли опыт, а не ходили бы по каким-то презентациям в уверенности, что они изобрели вечный двигатель. Так вот, роль менеджера в том, чтобы следить за тенденциями, по возможности не находиться в плену стереотипов, которые, как мне кажется, у нас правят, и просто понимать, что мир развивается и не торчит на одном месте.

Юлдашев: В идеальном мире роль менеджера культуры — управление культурным проектом. У него есть проектная команда, есть некоторый способ совместной работы, есть разделение обязанностей и контроль качества. В реальности менеджер в культуре тратит много сил на обустройство инфраструктуры — создание и поддержание некоторого сервиса по работе с целевой аудиторией, создание и поддержание пространства аналитического высказывания, работу с городскими сообществами. Все это получается у него не очень хорошо, потому что каждая из этих работ занимает 20% его времени, сил и внимания, а требует 100%.

Харламов: Если говорить о том, что менеджер – это человек, который управляет, то, на мой взгляд, главная задача – управлять процессом связывания производителя творческого продукта и потребителя культуры. Если эта связь налажена удачно и процесс управляем, то у творческого человека или группы – производителя есть возможность сосредоточиться на производстве продукта, а у потребителя благодаря менеджеру появляется возможность увидеть спектр предложенного на рынке культуры, подходящего именно ему. Передача этого продукта должна проходить через менеджера, который должен получать свои дивиденды – материальные, моральные, неважно какие. Но достаточно вспомнить «Фабрику звезд», которая появилась около десяти лет назад и сломала этот процесс. Там была совершенно переломлена ситуация. Продюсер говорит: «Я знаю, какой продукт нужен потребителю, знаю, как его делать, и я сделаю его из ничего. Наберу никому не известных мальчиков и девочек и сделаю из этого продукцию, которая будет востребована». И вот эта схема стала работать на сегодняшний день во многих отраслях культуры. В театрах это появилось еще раньше, когда директора, потеряв свою советскую идеологическую функцию, в большинстве своем решили, что они знают, что нужно зрителю, и стали ставить спектакли совершенно несодержательные и невысокого качества. В СМИ – такая же история, где считается, что слушатель-зритель неимоверно туп, поэтому мы будем предлагать ему тупой контент.

Носов: Ни чиновники, ни большая часть продюсеров, которая занимается администрированием, ни сами потребители культуры не представляют, зачем нужны культурные события и к каким конкретным результатам они должны приводить. Будь то праздник-продукт, будь то фестиваль каких-то театров, шоу или программа по субсидированию библиотек. Как правило, в культурных проектах не обозначены четкие параметры. Какой эффект от них должен быть? Умение описать, конкретизировать, осмыслить, как и какого эффекта нужно достигнуть, и в процессе делать определенные шаги – это один из приоритетов. Исходя из этого, как мне видится, чиновники, люди, которые работают в министерствах, в муниципальных аппаратах, не должны принимать решения о контенте, на который выделяются деньги, а только предоставлять площадку для мероприятий, обеспечивать всю необходимую техническую поддержку. Определение же содержания городского праздника должно предоставляться самим горожанам, как они хотят отпраздновать: что это будет, колонна байкеров или концерт детской песни, решать им. Если говорить о личности культурного менеджера, то здесь должны присутствовать три составляющие: очень хорошее знание своей отрасли, представление контекста и крайне важный в регионах момент – личная гражданская позиция. Способность сказать: это хорошо, а это плохо, это я хочу продуцировать, а это нет, и внятно обозначить некую свою идеологическую культурную позицию по отношению к тем или иным художникам, музыкантам, формам проведения. Важно, чтобы в таком городе, как наш, было много культурных менеджеров. Если будет не 1, 2 или 3 человека, которые занимаются театрами, а 20, 30, 100, то мы получим адекватную, интересную картину.

Кругов: Как в одной поговорке: «Нижний Новгород по-прежнему остается в первую очередь задним, чем нижним» – по одной простой причине: сумасшедшая миграция более-менее толковых людей в Москву и Петербург. А почему? Потому что все идеи, которые пытаешься реализовать в Нижнем Новгороде, натыкаются на достаточное количество препятствий, в первую очередь с точки зрения площадок, ну и соответственно финансирования того или иного задуманного действа. Легче всего действительно перебраться в Москву или Санкт-Петербург для их реализации. Была достаточно большая кучка толковых культуртрегеров и промоутеров, у которых было четкое понимание того, что они хотят донести своему окружению. Тем самым каждый культурный менеджер, тогда еще, по сути, просто носитель какой-либо идеи, формировал вокруг себя тусовку. Я так делал определенный стиль музыки, пропагандировал его своему окружению, и это обрастало все большим и большим количеством людей. Кто-то становился диск-жокеем, кто-то музыкантом, кто-то ушел в совершенно другую сферу. Если поддержкой от города и области не заручаться, то все идеи должны как минимум приносить моральное удовлетворение, а потом уже финансовое. Продюсируя какой-либо проект, нужно понимать, что ты в первую очередь из этого можешь сделать, а потом уже – какую сумму ты на этом заработаешь.

Гительсон: Есть традиционное представление о менеджере и администраторе в культуре как о своеобразном механизме, который должен заниматься выбиванием денежных средств либо из государства, либо из частных капиталов и по возможности максимально эффективно эти средства расходовать. В понимании огромного количества людей менеджер культуры – это как раз человек, который должен находить финансирование. Но задача менеджера в культуре – это не только материальное, техническое, финансовое обеспечение процесса, а все-таки генерирование либо трансляция идей, продвижение. Однако в первую очередь, когда люди в сфере культуры начинают говорить о проблемах, они говорят о чем? Об отсутствии финансирования. И поэтому вопрос такой: все-таки что первично – деньги или идеи? В идеале.

Кораллов: На мой взгляд, безусловно, надо ориентироваться на идеи, ведь только идеями, наверное, вообще прирастала история человечества. Мы стараемся наши передовые идеи транслировать с помощью передовых людей искусства, которые есть и в нашем городе, и в области, довести это до умов простых нижегородцев. Но, вы знаете, не хватает ни сил, ни времени, ни энергии, для того чтобы достучаться до сердец всех живущих в нашем регионе. На это уйдет, наверное, вся жизнь, и неизвестно, удастся ли воплотить ту идею, которую ты все-таки несешь.

Попов: Если нет идеи, то все остальное – стрельба из пушки по воробьям, непонятно для чего и для кого. Формат нашей встречи, когда участники последовательно высказываются, мне хотелось бы нарушить и все-таки зацепиться за первый вопрос, который был задан. В частности, мне показалось несколько дискуссионным мнение Андрея по поводу горожан, которые будут сами генерировать то, что им надо. К сожалению, вот это как раз и называется «фабрикой звезд», причем в самом классическом своем варианте, когда народ голосует. То есть менеджер всегда может сослаться на народ, который вот так захотел. Мне кажется, это патовая ситуация. Как кухарка может управлять государством? Может, но и результат будет соответствующим. На самом деле я бы тут поставил во главу угла еще и роль личности в истории, поскольку людей, которые могут генерировать идеи, не так много. Вопрос о менеджменте следует разделить на две части: существует некий стратегический менеджмент, когда люди понимают, что надо делать, и тактический, когда они просто реализуют свои идеи, дотошно раскладывая их по кубикам, и делая это блестяще. Я знаю единицы, которые объединяют в себе эти два качества. Менеджмент – некий организм, в котором существует и генератор идей, который заставляет заниматься рутиной, и люди, которые потом из этих идей устраивают какие-то культурологические события, о которых вспоминают на протяжении энного количества лет.

Юлдашев: Идеи главенствуют, но деньги — строго на втором месте, даже не на третьем. В современной российской культуре есть достаточное количество идей, которым для качественного воплощения не хватает ресурсов, поэтому, что-то придумывая, надо осознавать, какие ресурсы понадобятся для реализации. Бывает, что они лежат в некотором месте, и доступ к ним возможен не для всех идей — тогда идея форматируется под это место.

Харламов: Первоначально есть некие коллективы, которые создают новый культурный проект на основе новой идеи. На энтузиазме. Но когда продукт оказывается востребованным, интересным, нужным по любым соображениям, он должен быть поддержан финансово. И дальше некая прослойка экспертов должна определить, что эту идею и этот творческий коллектив надо финансировать, потому что они профессионалы, а вот эту идею не нужно финансировать, потому что там непрофессиональное воплощение. Нужно опираться на профессионализм, а не на качественную идею.

Гительсон: Дальнейший вопрос в том, кто эти эксперты?

Харламов: Система экспертов должна создаваться в любом культурном обществе. Для этого существуют высшие учебные заведения. Людей, которые положили себе в карман диплом о высшем образовании, в которых обозначена специальность «культурология», огромное количество в этом городе, огромное! Культурологи – это люди, которые разбираются в культуре, значит, они являются экспертами.

Попов: И имя им легион.

Харламов: Конечно, должна существовать некая идея. А деньги должны платить за профессиональное воплощение. Потому что профессионализм в культуре и искусстве – это когда ты занимаешься культурой и искусством, и за это тебе платят деньги.

Гительсон: Я думаю, что почти каждый из нас сталкивался с такой жизненной ситуацией, когда профессиональная деятельность в культуре как-то разведена: для души и для того, чтобы семью прокормить – те же свадьбы, реклама, корпоративы. То есть тут вопрос компромиссов, на которые каждый человек идет.

Носов: Могу сказать только одно, что идея – это суть проекта, то, что определяет его эффект, а деньги – просто ресурс. Профессиональный культурный менеджер должен закладывать в идею возможность нахождения денег. Очевидно, что режиссер может придумать фильм, который будет стоить 70 млн долларов, но он не обязан думать о том, как эти деньги достать. А продюсер, арт-менеджер должен повернуть эту идею так, чтобы она в результате стала привлекательной для инвестора. Это единственно возможный и продуктивный способ развития ситуации. Действительно, многие люди почти не знают, какой культурный продукт они хотят – ну так давайте им покажем. В этом смысле мне импонирует тактика начала 1930-х годов, когда художники писали картины, делали выставку, приглашали туда рабочих, с которыми обсуждали, что и как изменить, чтобы эти картины рабочим понравились.

Кругов: Лично для меня гораздо комфортнее придумать идею под конкретно существующий проект и найти еще дополнительные инвестиции в него. Так было неоднократно, часто это были гранты. Четко обозначенная сумма гранта, исходя из которой ты конкретно собираешь все свои связи, спонсоров, друзей, коллег для реализации: часть денег уже есть, а остальные можно подтянуть. С другой стороны, найти идею под эти средства гораздо сложнее по той простой причине, что когда ты ее начинаешь с точки зрения продюсера форматировать, то очень многое от нее отсекаешь. Когда же ты на экспертном совете эту идею раскрываешь со своей точки зрения, полностью, то финансирование могут увеличить. И соответственно обратная история: если ты под какого-то спонсора делаешь проект, то многое оттуда выкидываешь.

Гительсон: Менеджер – это не только человек, который занимается организацией процесса и его финансированием, во многих случаях он является руководителем своего коллектива. Современный менеджер культуры по отношению к людям, с которыми вместе работает, он кто? Коллега, диктатор, мотиватор?

Кораллов: Коллективы, связанные с искусством, настолько многогранны, настолько порой диаметрально противоположны друг другу по своей сути и направленности, что в одном менеджер исполняет какую-то техническую составляющую, в другом он должен быть ярким и талантливым лидером, который везет на себе этот воз. Множество примеров и театральных, и музыкальных коллективов, где не будь лидера, то и коллектив бы навряд ли был на месте. Поэтому очень трудно здесь обозначить, кем он должен быть.

Юлдашев: Творческие коллективы известны своей будто бы специфической плохой организованностью, поэтому менеджер культуры — прежде всего эффективный руководитель, который знает, как работать с творческим коллективом, соблюдать дедлайны и выпускать проекты качественными. А инструменты могут быть разными — от мегаплана до хлыста.

Харламов: Я считаю, что в любом творческом коллективе должно быть два человека, один из которых занимается жестким администрированием и держит коллектив в рабочей форме, а другой является художественным руководителем, который занимается идеологией. Иногда эти функции могут меняться. Но в любом случае их две.

Носов: В «Арсенале» в определенный момент возник вопрос налаживания связей между директором и подчиненными, между различными отделами. Тут же начались вопросы: кто будет выполнять, кто будет принимать творческие решения, но в итоге в большом коллективе со временем все это утрясается, люди притираются друг к другу. Если говорить о малых проектных группах, то там действительно существует вариант сильного руководителя, который дает всем указания, и это работает. Но, мне кажется, это все же довольно рискованно, потому что один человек вряд ли будет принимать более правильные, продуктивные решения, чем 3, 4 или 5 человек. Существует другая практика, когда есть группа единомышленников, которые принимают решения только в том случае, если никто из них не говорит слово «против» и не накладывает свое право вето. Вот между этими двумя полюсами я склоняюсь к полюсу, где работают единомышленники, но у всех должно быть четкое понимание, что есть кто-то один, кто в критической ситуации может принять на себя право принимать решения.

Гительсон: Мы не можем закончить разговор все-таки без конкретики. Я понимаю, что это будет, наверное, непросто, но я вас попрошу назвать фамилии успешных менеджеров культуры в Нижнем Новгороде.

Кругов: Анна Марковна Гор с Любовью Михайловной Сапрыкиной. Так лично для меня исторически сложилось, и лучше на сегодняшний день я пока не видел, не встречал, не знаю.

Гительсон: А из своего поколения?

Кругов: К сожалению, никого на сегодняшний день отметить не могу. Почти все ушли в бизнес. Новое поколение не знаю вообще в силу того, что плохо себя пиарят.

Носов: Если взять этот последний год, то это, безусловно, Анна Маркова, Александр Курицын, Павел Юрьевич Милославский. Наверное, это Ольга Лукинова, которая делает в Москве проекты для Нижнего и Нижегородской области. Марина Игнатушко и Василий Рагозин.

Харламов: Я являюсь активным потребителем культурного продукта, который производит Нижегородская государственная филармония, и считаю, что это стоит тех денег, которые я трачу на абонемент. Директор Ольга Томина – очень мощный менеджер в сфере культуры. Я бы назвал еще Ольгу Лукинову и Александра Гарьянова, который сейчас является директором Нижегородского ТЮЗа. Магнитогорский театр кукол «Буратино» при его директорстве стал одним из самых знаменитых театров кукол мира, находясь в городе Магнитогорске.

Юлдашев: Я недавно переехал в Нижний Новгород и не видел в работе многих менеджеров культурных проектов. Но с большим интересом, как и все мы, слежу за тем, что делает Анна Марковна Гор в «Арсенале». Интересны проекты арт-директора компании «Еда и культура» Александра Курицына. Очень любопытно наблюдать за работой Ольги Лукиновой и Андрея Носова, мы знакомы несколько лет, и я понимаю, что это одни из самых профессиональных менеджеров культуры.

Попов: Я не буду блистать именами, наверное, назову как наиболее интересную и мною посещаемую площадку «Арсенал». По персоналиям промолчу.

Кораллов: Не буду оригинальным и назову несколько имен, безусловно, известных в нашем городе. Восхищен талантом продюсера и директора Ольги Томиной, я лично с ней много-много лет работал, надеюсь, будем и дальше общаться как коллеги и как сотоварищи. Это феноменальный человек в области менеджмента культуры. То же самое могу сказать, даже с определенной долей восхищения, о ректоре консерватории Галине Миттер. Ну и, безусловно, мне очень симпатичен и в плане управления и организации и, самое главное, создания продукта, Евгений Николаевич Петров, создатель Нижегородского губернского оркестра.

Гительсон: Спасибо большое. Лидируют Анна Марковна и Ольга Николаевна. Но на третьем месте уверенно идет Саша Курицын. Мне бы хотелось отметить, что нижегородские менеджеры культуры за пределами Нижнего активно себя проявляют в других городах – тот же Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы, или Николай Новичков, до недавнего времени министр культуры Перми, – наши нижегородцы.

Время вышло, но в выставочном комплексе попросили экспертное сообщество проголосовать за одну из работ Бенуа ди Стетто, висящих в этом зале, и определить, какая из них наиболее точно соответствует понятию «менеджер в культуре».

Попов: Вообще напоминает декорации фильма «Гараж».

 [По результатам голосования мнения участников «Культурного фронта» разделились. Двое проголосовали за изображение слона, двое – за тигра, двое – за пару орангутангов. Один участник воздержался.]

Гительсон: Спасибо вам, уважаемые коллеги, за интересный разговор. До встречи на следующем «Культурном фронте».

 

Дмитрий Гительсон

Игорь Кораллов

Сергей Попов 

Леонид Юлдашев

Лев Харламов

Андрей Носов

 

Алексей Кругов  
   
   
   
   
   
   

Также почитать