"«Кризис – это скрытая перспектива развития»"

Профессор кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ, доктор исторических наук, член Союза журналистов России Елена Курбакова – о том, что отличает настоящего журналиста, зачем проводить занятия со студентами в музее фотографии и как поднять уровень региональных СМИ

Я – выпускница историко-филологического факультета ННГУ. Изначально собиралась стать историком, но в тот день, когда отправилась подавать документы, как нарочно поступали одни мальчишки, и меня это порядком испугало. Говорят, среди парней девушкам проще учиться – ничего подобного: у ребят аналитический склад ума проявляется с большей очевидностью, и этих скептических уколов я очень боялась. Поэтому, стоя у двух столов: с секретарем филологического отделения и с секретарем исторического, я выбрала первый. В итоге завершила там обучение, защитила диплом по классицизму, но от истории все равно никуда не делась – шесть лет преподавала в школе, а потом заинтересовалась историей нижегородской прессы и всерьез занялась этой темой. Мне хотелось сказать о том, как хорошо и качественно наши предшественники делали свое дело. Когда я веду разговор со студентами, то всегда привожу в пример людей, работавших журналистами без профильного образования. Они обладали не только чувством стиля, но и чувством гражданской ответственности, не допуская при этом такого количества опечаток, как это происходит сейчас даже у профи.
★ ★ ★
Журналистика сейчас, как правильно сказал Захар Прилепин, перестала формировать повестку дня, она лишь оповещает о решениях властных структур. Вообще журналист сегодня находится в противоречивом положении: с одной стороны, социальный институт журналистики должен обеспечивать информационное сопровождение событий, с другой – неизвестно, как читателю обороняться от перенасыщения информацией, которая еще и подается ошибочно. Ведь известен девиз журналистов: «Мы делаем новости». Казалось бы, как их можно сделать, ведь новость – это факт? Факт есть факт, а новость – это его интерпретация.
★ ★ ★
Мы стараемся, чтобы выпускники были агентами влияния: не просто представляли наш университет, но и журналистику в целом как область социальной деятельности. Своими выпускниками мы гордимся, но о студентах скажем откровенно: многие до финиша не доходят. Конечно, я всегда говорю: хотите работать журналистом? Так работайте, пусть даже без диплома иняза. Но если вы хотите получить действительно престижное образование, тогда соответствуйте.
★ ★ ★
Грустно, конечно, оттого, что в журналистику идут в основном девушки. Как-то мне пришлось пошутить, что профессия меняет пол: «журналистика», конечно, само по себе слово женского рода, но есть ведь и слово «журнализм» – жесткое и мужское. Вообще журналисты со стажем – это люди определенно жестковатые, которые должны добраться до сути, пусть даже и нелицеприятной. Как сказал Дмитрий Соколов-Митрич, не надо стараться понравиться герою, с которым ты беседуешь, покажи его настоящим, и те люди, которые его знают, поймут, что ты профессионал.
★ ★ ★
Я не согласна с теми, кто говорит, что опытом люди называют свои ошибки. Опыт – это чувство успеха. Если, например, задаешь домашнее задание, которое заведомо не будет выполнимо, то фактически отбиваешь всякую охоту учиться. А если постепенно помочь человеку овладевать чем-то, дать ему возможность преодолевать трудности понемногу – тогда-то он и поверит в себя.
★ ★ ★
Я студентов учу, что интервью, полученное на диктофон, не надо расшифровывать слово в слово, надо чувствовать все контекстуально. Что такое расшифровка записи? Это умение передать то, что вы видели, когда общались с героем: он жестикулировал, выдерживал паузы, сложно формулировал какие-то мысли. Не диктофон брал у героя интервью – вы сами были при этом и чувствовали настроение собеседника.
★ ★ ★
Кризис – это скрытая перспектива развития. Когда мы говорим, что журналистика претерпевает нелегкие времена, не нужно забывать, что при этом возникает больше перспектив на этом фоне занять свою нишу – так я и говорю обычно студентам. То есть беритесь за освещение проблемы, работайте, вставайте на ноги, а потом, возможно, и в учебники истории войдете! Ведь посмотрите, какие сейчас темы интересуют нижегородские СМИ? В основе своей это «официальный» контент – оповещение о деятельности органов власти. Заметьте: оповещение, а не освещение. В таком случае журналистика не выполняет своей главной функции – быть средством массовой коммуникации. Сегодня журналист – это информатор. Но надо знать и уважать читателя. Какого-то читателя «поднимать» до обсуждения важных тем, до какого-то суметь «дотянуться».
★ ★ ★
У меня как у преподавателя постоянно возникает желание провести занятие вне стен университета – на той площадке, где это более аутентично жизни. Например, мы сегодня с магистрантками пойдем в Русский музей фотографии на презентацию выставки «От России до Балкан», посвященной Первой мировой войне. И будем там с заданием: обсудим проблематику, потом напишем материал, рассмотрим, насколько успешно эта выставка была анонсирована и освещена.
★ ★ ★
Как-то давно я видела в эфире интервью с легендарным преподавателем Инной Константиновной Полуяхтовой, которую спросили: «А почему Вы выбрали профессию преподавателя?» И она ответила: «Я не знаю своих талантов, но один талант – талант читателя – у меня есть. Я читаю, воспринимаю, вижу параллели – и рада, что у меня есть возможность эти впечатления кому-то передать». К счастью, у меня тоже есть возможность заниматься любимым делом: историей, литературой, журналистикой. Замечательно, что наши студенты хотят работать, что они двигаются. До тех пор, пока на перемене я буду не отдыхать, а консультировать учащихся, задающих вопросы, я всегда буду в рабочем режиме.
★ ★ ★
Не люблю слово «первак». И, например, когда я училась в университете, мы никогда не называли его «универом» – совершенно не могу понять, откуда это взялось. Или «Покра» – что это такое вообще? Другое дело – «Москарик», как-то по-теплому. Но тоже не пойму, почему так ласково прозывают Московский вокзал.
★ ★ ★
Я в известном смысле строга со студентами: есть понятие дисциплины. Вообще лингвистический университет в отличие от университета классического обладает системой обучения языкового колледжа. То есть домашнее задание нужно выполнять не меньший объем времени, чем занимает само занятие: если у студентов две пары английского языка, значит, накануне они должны готовить домашнее задание не менее трех часов. То же самое касается журналистики: если они получают домашнее задание, то знают, что будет конкурсная основа, на базе которой их материалы будут оцениваться.
Необходимо уметь признавать ошибки и обладать определенной стрессоустойчивостью, ведь не раз придется слышать критические замечания в свой адрес. Если я вижу стремление студента уйти от выполнения задания, тогда уже стараюсь вести работу индивидуально: иногда шуткой, иногда серьезной аргументацией, потому что бесконечно повторять, что пенсию дают только по итогам многолетней работы, а не до того, как ты решил к ней приступить, я не стану.

Также почитать