"Самое важное и странное в городе"

«Музей великих надежд» – это пафосный гимн идеалистическому желанию сделать мир лучше
«Музей великих надежд» – выставка, посвященная знаменитым нижегородцам, которых условно можно назвать современными художниками. Здесь и механик-самоучка Иван Кулибин, и первая женщина-врач Надежда Суслова, и летчики Петр Нестеров и Валерий Чкалов… Есть персонажи, которые были связаны с искусством непосредственно: фотографы Карелин и Дмитриев, композиторы Балакирев и Матюшин, и конечно, писатель Максим Горький. Каждому герою прошлого мы наши художника-единомышленника, задача которого – актуализировать своего «подопечного» и сделать его доступным для каждого зрителя. Яркий художественный образ в отличие от сухих дат, фактов, цифр и табличек может сделать историю частью сегодняшней реальности. Для нижегородцев сам Арсенал и есть музей великих надежд – институция будущего, постоянно предлагающая новые подходы к современной культуре и к взаимодействию со зрителем. Важный аспект при подготовке к выставке – партнерство с нижегородскими музеями, которые не только консультируют художников, но и сами становятся героями. Например, в декабре мы вместе с сотрудниками горьковских музеев сняли серию видеоматериалов о самых интересных экспонатах Литературного музея, домика Каширина и музея-квартиры Горького.
Экспозиция будет включать произведения современного искусства – живопись, графику, фотографии, инсталляции и объекты, большинство из которых сделано специально для выставки, а также архивные документы, фото- и видеоматериалы, подлинные музейные предметы. Например, для раздела, посвященного летчикам Нестерову и Чкалову, мы везем из московского музея Жуковского продувочные модели самолетов: деревянные макеты, которые испытывались в настоящей аэродинамической трубе.
Ростислав Алексеев в «Музее великих надежд» интересен тем, что он сам выступает и субъектом, и объектом художественного исследования. Произведения искусства на тему «Алексеев» – это его авторские рисунки, фотографии и живопись, как нельзя лучше отражающие художественный тип сознания великого конструктора. Наследие Алексеева – это не только чертежи, адресованные специалистам, но и бесконечные художественные фантазии.
Новое краеведение, как его сегодня называют специалисты, без преувеличения является трендом сезона. В локальной истории человеку проще найти свое место, соотнести себя с явлениями и процессами. Кроме того, это мощный инструмент «приватизации» регионального пространства: погружаясь в локальные контексты, можно сделать «своими» дома, улицы, музеи, включить их в собственную историю, наполненную личными событиями и переживаниями.
Специально для выставки художник Сергей Шутов пишет картину про летчиков Петра Нестерова и Валерия Чкалова, которая станет самым большим живописным полотном в Нижнем Новгороде. Ее площадь – 80 квадратных метров. Картина разместится в двухуровневом пространстве Арсенала, осматривать ее можно будет не только «снизу вверх», но и с балкона второго этажа. Рабочее название произведения – «Мертвая петля», что для нас очень символично. В 2005-м арт-критик Милена Орлова написала некролог на смерть сооснователя Арсенала Любови Сапрыкиной, который заканчивался словами: «О ней шутили: дескать, она может сделать искусство и из “мертвой петли” пилота Нестерова. Но перед петлей болезни даже такой энтузиазм оказался бессилен». В Арсенале рано или поздно сбываются все великие надежды, поэтому и «петле Нестерова» теперь нашлось достойное место на территории современного искусства.
Арсенал, до июня 2015 года

Фильм-фильм-фильм

В Нижнем Новгороде Никита Михалков как родной: сначала он снимал у нас в области великие «Утомленные солнцем» (а после и все остальные, менее великие части), запечатлел Щелоковский хутор в «Сибирском цирюльнике», построил в Павловском районе себе дом, а не так давно попытался открыть здесь памятник дяде Степе. Правда, не очень удачно – памятник привезли только спустя месяц.
Теперь главный бесогон России планирует организовать под Нижним Новгородом киноакадемию – ориентировочно осенью. Занятия в школе будут проводиться не для студентов, а для тех, кто уже получил специальность актера или режиссера. По сути, академия будет выполнять роль так называемых курсов повышения квалификации. Оттачивать свое мастерство будут около 100 человек на протяжении года.


«Культурная среда»

Соединить разные виды искусства с пространством аудитории университета пытаются в нижегородском кампусе Высшей школы экономики. Два раза в месяц по средам (отсюда и название проекта) студенты и вольные слушатели-посетители становятся гостями презентаций книг, музыкальных вечеров или встреч с культурными деятелями города. Такой симбиоз, в котором академическое пространство превращается то в выставочный зал, то в научную лабораторию или арт-студию, для города пока вещь новая, ведь все привыкли, что ученое заведение – это там, где учатся и приобретают знания исключительно студенты, а для остальных вход закрыт. Концепт «Культурной среды» иной: университет становится открытым городу, и любой желающий может приобщиться к культуре в стенах вуза абсолютно свободно. В рамках «сред» уже прошли персональная выставка художника Сергея Ледкова, лекция профессора Бочкарева на тему: «Сколько стоит искусство?», обсуждение существования музея под открытым небом руководителя проекта «Рождественская сторона» Александра Серикова, презентация книги «Русский Париж» Елены Крюковой и вернисаж художника Владимира Фуфачева. По словам куратора и одного из авторов проекта – почетного консула Французской Республики в Нижнем Новгороде Геннадия Рябова, «Культурная среда» совершит маленькую революцию в юных умах. В феврале встречи продолжатся: обещают лекцию министра культуры Сергея Горина, выставку Наталии Панковой и Галины Каковкиной и вечер классической музыки. Рекомендуется следить за расписанием.
www.nnov.hse.ru


Пусть говорят
«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

Какими пакетами для мусора вы пользуетесь?

■ Что может остановить войну?
■ Иней... Красота…
■ Нижегородцы просят Владимира Путина отправить в отставку Олега Сорокина.
■ Катание на «ватрушках» – одно из самых опасных зимних развлечений!
■ Где можно выучиться на механика-водителя танка?
■ Где ночуют нижегородские маршрутки?
■ Куда сводить гостя?
■ А вы посмотрели фильм Звягинцева «Левиафан»?
■ Оказывается, и на Западе есть умные люди.
■ Почти 300 домов снесут и реконструируют в историческом центре Нижнего Новгорода.
■ Скукота…
■ Медики есть? Можно ли диагностировать рассеянный склероз в 23 года?
■ Жалуюсь на детей с рюкзаками за спиной в общественном транспорте.
■ Оперный – уроды.

(www.nn.ru)


Наше
Создатель  «Театрального цеха» Антон Нечаев-Щагвин – о новой постановке про «наше все»

«Театральный цех» – это компания единомышленников и совсем не проект. Определение здесь имеет значение. Это не конечный продукт, и полноценным театром мы себя назвать пока не можем. Площадки для еженедельных спектаклей у нас нет. Нет много еще чего, но все будет в будущем.

Первый спектакль мы сыграли еще в ноябре 2013-го, на «Арт-заводе». Дальше нас пригласили играть в «Васе+1», чему я очень рад. Камерное пространство, особая атмосфера и обстановка – то, что делает диалог со зрителем проще. Мне важно, чтобы сюда могли прийти любые люди. Хочется «открыть» театр для тех, кто в нем был последний раз в шестом классе, и то не помнит – зачем.

Мы привыкли, что театр – это такая классическая версия интеллигентного отдыха. Скучно, долго, все понятно. И ходят в театр – как в ресторан или на концерт известного исполнителя – раз в три-четыре месяца. Я был в театре – вот фото. Вот билеты. Вот культурный досуг. И вот здесь мое первое «нет». В театре не может быть скучно. Все что угодно: ошибки, странные и непонятные решения режиссера или актеров, но только не скука, когда актеры по сцене носят костюмы. Я терпеть не могу, когда в театре ставят постановку про «каких-то там» людей. Про тех, кто жил 50 или 100 лет назад. В «Театральном цехе» мы хотим говорить про сегодня. Есть современные драматурги, такие как Михаил Хейфец, Павел Пряжко, Ярослава Пулинович и много других, кто ищет смыслы, ставит вопросы и пытается найти на них ответы. Вот это и есть наш замысел. Главное – отражать то, что происходит сегодня или будет происходить завтра с нами в этой стране, с этими друзьями и соседями.

В феврале мы показываем новую постановку. «Спасти камер-юнкера Пушкина» Михаила Хейфеца, лауреата «Золотой маски», нашего современника, который живет в Израиле. На фестивале «ЧитайГорький» прошлым летом мы проводили читку, и всем работа очень понравилась. История смешная и при этом трагичная. Казалось бы, сколько можно? Оставьте Пушкина в покое! Но мы мало задумываемся о гении как о человеке, например, женатом на первой красавице, которая еще и моложе его в два раза. Как ему с его чином пребывать на балах, когда ты не имеешь права первым танцевать со своей женой? Мы не в курсе его долгов и как он помогал родителям. Откуда и как в России появился Дантес. Автор исследует жизнь ничем не примечательного человека через призму жизни гения. История парня, который как только сталкивается с Пушкиным – так неприятности. Зато в итоге придумал десяток вариантов, как спасти «Наше всё». Постановка получилась в лучших традициях студийного театра, когда при минимуме декораций раскрываются суть и мысль автора. Причем актеры втроем исполняют все роли, и получается такой сюрреализм вперемешку с легкой шизофренией. Думаю, будет весело.

«VAСЯ+1», 12 и 26 февраля, 19:00, 16+

Также почитать