"Шпионская сага"

Валентина Тимонина, шеф-редактор Gorky.tv, выполняет функции иностранного агента, рассказывая о нижегородских «иностранных агентах»

Реестр «иностранных агентов» состоит всего из девяти страниц неинформативной таблицы, выгруженной на сайт Министерства юстиции. Чтобы организация попала в этот реестр, она должна быть некоммерческой, получать иностранное финансирование и вести политическую деятельность. Политической, как показывает этот реестр, признается любая общественная деятельность. Учтенные НКО во всех своих публикациях обязаны указывать, что информацию распространяет «иностранный агент», поэтому большая часть организаций расценивает это как абсурд и ликвидируется. Самым громким последствием работы закона на федеральном уровне стала ликвидация благотворительного фонда «Династия», который много лет помогал молодым ученым-исследователям грантами, публикациями, организацией лекций по всей стране, а учрежденная фондом премия «Просветитель» с 2008 года вручалась авторам книг, посвященных «идеям, теориям, интересным фактам и новым открытиям в области естественных и точных наук, лингвистики, экономики и истории». Основатель фонда, известный филантроп Дмитрий Зимин, еще в начале лета покинул Россию и с прессой не общается. «Династия» тратила на развитие и популяризацию науки в стране более трехсот миллионов рублей ежегодно, в 2015-м эта сумма должна была превысить четыреста миллионов. Сегодня фонд включен в реестр «иностранных агентов» и вынужден остановить свою деятельность.

Трудности возникли и у первого названного «иностранного агента» в России – правозащитной организации «Голос», которая занимается независимым мониторингом на российских выборах всех уровней. Чтобы продолжить работу, ей пришлось перейти в новый и более сложный формат, ведь наблюдать за выборами «иностранным агентам» запрещено.

Мало какой ярлык последнего времени вызывает такую же бессильную ярость, как «иностранный агент». Казалось бы, этот закон сам по себе дискредитирует здравый смысл, каждое его проявление все более смехотворно, но смех слышится только истерический. «Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов» – формулировка реестра кажется частью конспирологического заговора. Легко представить себе сумрак чиновничьего кабинета, в котором на затянувшемся совещании пытаются придумать, как назвать НКО так, чтобы простой человек от них держался подальше. «Иностранный агент» звучит достаточно туманно и зловеще. Учитывая, что сейчас реестр состоит сплошь из правозащитных, природоохранных и исследовательских организаций, лучшего названия, для того чтобы хоть как-то их очернить, не найти. А ведь, казалось бы, если не нравится контролирующим органам «организация содействия охране репродуктивного здоровья граждан», то и само репродуктивное здоровье не нравится. Если заставляешь самоликвидироваться движение «За права человека», то и сами права человека ликвидировал бы с радостью. Выступаешь против «Комитета против пыток» – значит, выступаешь за пытки. Так получается?

Видимо, действительно так, потому что именно «Комитет против пыток» стал первой нижегородской организацией, нашедшей себя в злополучном реестре в январе 2015-го. Пытки наверняка не прекратились, а вот комитет свое существование прекратил. Уже после ликвидации НКО в прежнем виде мировой суд оштрафовал организацию на 300 тысяч. Нарушения, по видению судьи, КПП допустил на пикете 26 июня в Международный день ООН в поддержку жертв пыток. Согласно закону на каждой листовке комитета (на которой был напечатан текст прокурорской присяги) должна была стоять заметная надпись: «Распространяется организацией, выполняющей функции иностранного агента». Тем временем организация, выполняющая функции защитника жертв пыток в отделениях полиции и тюрьмах, уже расформирована и теперь существует в ином виде. Новый «Комитет по предотвращению пыток» базируется в Оренбурге. Законодатели уже готовятся предотвращать такие повороты сюжета и закон об иноагентах обязательно доработают.

Непосредственно пытки пока предметом публичной дискуссии не являются.

Традиционно чиновники игнорируют какую-либо деятельность защитников природы, поэтому могло сложиться ложное чувство, что экологи останутся в стороне от переписи «иностранных агентов». Но следующими получили штраф и насильственное внесение в реестр активисты экоцентра «Дронт». Возможно, организация Асхата Каюмова продолжала бы свою тихую битву, если бы не национал-активисты, отчаянно борющиеся с неявными врагами нашей Родины. Поспешив освободить нацию от защитников природы, они обратились в Министерство юстиции, которое тут же организовало проверку «Дронта». Выяснилось, что экологи беззастенчиво получали финансирование от Международного фонда защиты животных IFAW, российского подразделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) и фонда «Содействие устойчивому развитию территорий и местных сообществ». В реестр «иностранных агентов» попадают не только за финансирование, но и за политическую деятельность. Таковой в случае «Дронта» оказались выступления за проведение референдума о возврате прямых выборов мэра Нижнего Новгорода, а также участие в пикете, призванном освободить эколога Евгения Витишко – заключенного колонии под Тамбовом, отбывающего срок по «делу о порче забора».

Попытки выйти из реестра оказались неудачными, и к концу года «Дронт» ликвидируется.

Пути ликвидации экологических проблем предметом публичной дискуссии пока не являются.

Члены организации «Зеленый мир» занимаются чрезвычайно полезным для иностранных сил делом – защищают от незаконного сноса объекты культурного наследия Нижнего Новгорода. Про «Зеленый мир» рассказали чиновникам все те же национал-активисты. Кроме иностранного финансирования, проверка назвала основанием для включения в реестр переписку организации с Госохраной объектов культурного наследия насчет плачевного состояния некоторых исторических зданий, что было расценено как попытка повлиять на государственную политику. Пока организация пытается совладать со своим новым статусом, работа ее замораживается. Так, пришлось досрочно прекратить проект по защите объектов историко-культурного наследия. Деньги на него выделял американский фонд National Endowment for Democracy, который был признан «нежелательной организацией».

Если «Зеленый мир» не сможет оспорить решение Минюста в суде, то и он прекратит существование.

Проблемы сохранения историко-культурных зданий города предметом публичной дискуссии пока не являются.

Вместо вывода доложу, что в адресной строке реестра «иностранных агентов» в слове «иностранный» допущена грамматическая ошибка.

Также почитать