"Чего не видно в городе?"

Коллекционный номер «Селедки» «Чего не видно в городе?» - на этот вопрос отвечают художники, которые работали над созданием нового визуального номера «Селедки»


Тема:

 Дома, закрытые фальшфасадами

Моя работа – о том, что в городе практически не видно исторической застройки. Время в нашем городе идет — и беспощадно пожирает и переваривает остатки старой уникальной архитектуры, производя на ее месте нечто новое, выходящее как результат этого архитектурно-пищеварительного процесса.
Автор:   Вася Басё
Фото:  Олеся Филатова




Тема:

 Так и не построенная ракушка в Александровском саду, летняя сцена «Метеор» (проект 2014 года)

Ракушка задумывалась как судно на воздушной подушке «Метеор» — гениальное создание конструктора Ростислава Алексеева, нашего земляка. Я сам из Сормова, а там в центре как раз «Метеор» всю жизнь стоит, поэтому это еще была и моя духовная дань району и заводу «Красное Сормово», на котором в годы войны и после работал мой дед. Там же трудился Алексеев, может быть, они даже встречались. Ну, и сам волжский вид указывал на то, чтобы на фоне него это горделивое создание радовало нижегородцев и гостей города. В общем, всё сошлось в этой задумке. Мне до сих пор разные люди говорят, что это крутая идея, и мне очень лестно.
Автор:   Роман Докукин




Тема:

 Бездомные

В центре города обитает человек, который привлекает мое внимание уже много лет. Он бродит по улицам и явно не имеет постоянного места жительства. Зимой я вижу его реже. Он часто спит около круглосуточных банкоматов Сбербанка, как и многие другие бездомные. Удивительно, но он никогда не просит милостыню, всегда находится в движении и, что немаловажно, налегке, без всяких там сумок или пакетов. В огромном свитере, руки в карманы, он куда-то идет, заглядывая в урны. Иногда его кормят в «Алексеевских рядах». Однажды вечером он сидел на остановке возле Речного вокзала и увлеченно собирал кубик Рубика – оставалось собрать две стороны. Пока я ждал транспорт, имел возможность с ним познакомиться, может, даже предложить помощь, но он был так увлечен, что я не захотел его отвлекать, в итоге просто стоял и пялился, пока не приехал автобус. Меня удивляют люди, способные быть чем-то страстно увлеченными, находясь при этом не в лучшей жизненной ситуации, не имея постоянной крыши над головой. Поэтому я изобразил на иллюстрации дворнягу на затонувшей крыше, которая, подняв голову, гребет вперед, олицетворяя человека, который способен плыть по реке жизни без весел.
Автор:   Андрей Оленев
Работа: 

 «Крыша под головой»
 Бумага, акварель, акрил, 30 х 40





Тема:

 Бездомные

Весной, когда я только устроилась на новую работу поваром, мне было очень сложно разрезать куриную грудку на две равные части. Спустя время проблемы с куриной грудкой отошли на второй план, а потом и вовсе исчезли. Наступила зима. Я хожу в худых ботинках, без шапки. Разрезаю куриную грудку на две части без особых проблем. Когда внутри ты сломан, то и снаружи все кажется сломанным. Наверное, поэтому я это и нарисовала. 
Автор:   shurupovert




Тема:

 Тонированные автомобили

На наш взгляд, шторки в автомобилях придают уют – от этого человеку, находящемуся вне дома, хорошо. Благодаря им можно остаться наедине с самим собой и вполне комфортно провести время. Что касается тонировки, это отличный способ избежать попадания прямых солнечных лучей водителю в глаза, ведь главное – быть бдительным на дороге! 
Автор:   Команда «ТОЙ»




Тема:

 Городское ориентирование из окна маршрутки (в зимний период) 

На рисунке изображен элемент салона автобуса ПАЗ-3205 (разг. «пазик», советский и российский высокопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года, пользуется огромной популярностью у перевозчиков). Окна внутри салона с пассажирской стороны заклеены объявлениями и завешены шторами, которые мешают пассажирам смотреть в окна и ориентироваться на местности. 
Автор:   Команда «ТОЙ»




Тема:

 Животные Красной книги 

 Нижегородской области

 

Комментирует Сергей Борисович Шустов, доцент, кандидат химических наук, директор учебно-исследовательского полевого стационара:
– Лось. Когда-то лось был обычным зверем, забредавшим время от времени даже в центр города. В университетском городке на проспекте Гагарина можно было наблюдать целые лосиные семьи, проникали они в центр города через природные зоны вдоль берега Оки, там, где раскинулся парк «Швейцария».

Кабан. Когда-то тоже был отнюдь не редкостью в городе. Я помню встречу с группой кабанчиков из шести особей в сентябре 1982 года в парковой зоне, на склоне Оки, сразу за университетским городком.
Горностай и ласка. Сейчас встретить их можно только на окраинах и в пригородах. Причин несколько: в городе стало чище, меньше помоек, старых брошенных строений – стало быть, меньше крыс и мышей, а именно ими они и питаются.

Совы. В городе мало старых деревьев, а если нет их, нет и крупных дупел. Совам просто негде гнездиться.

Лягушки и жабы. Весьма чувствительны к качеству воды, а городские водоемы вряд ли могут похвастать чистой водой. Так что некоторые виды земноводных, которые раньше были обычны для города, сейчас почти не встречаются. Это, например, жерлянка, прудовая лягушка, чесночница и жаба обыкновенная.

Зайцы. В записках натуралиста предвоенных-военных лет Формозова говорится, что встреча с зайцами в Нижнем – обычное дело. Думаю, и сейчас они есть. Но, конечно, не в центре города. 

Автор:   Ольга Лагеда




Тема:

 Несанкционированные свалки

Официально в области числится только два полигона, занимающихся бытовыми отходами: в Балахнинском районе и под Дзержинском, ведь складировать на территории города мусор запрещено. Но фактически здесь насчитывается порядка 200 несанкционированных свалок, которые с переменным успехом пытаются ликвидировать. Информация о свалках взята с портала «Картасвалок.рф».

1. Московское шоссе
Нагромождение мусора на окраине Московского района – практически на выезде из города

2. Бурнаковская низина
Большая свалка напротив микрорайона Бурнаковский в овраге у речки, а также на улице Бурнаковской, за заправкой

3. Шуваловская свалка
Огромная свалка за кладбищем «Красная Этна». Ее регулярно жгут, и резкий запах гари мешает жить сразу двум районам – Ленинскому и Автозаводскому. Местные жители борются с ней последние несколько лет, однако, несмотря на их просьбы, ликвидировать свалку в ближайшее время не собираются
4. Похвалинский съезд

5. Гребной канал

6. Радиорынок
Маленькая речка под мостом у радиорынка замусорена сразу с обеих сторон, как и почти все окрестные гаражи

7. Кузнечиха
Свалка, которая была, кажется, всегда – замусоренный склон оврага возле дома № 2 по улице Малиновского

8. Анкудиновское шоссе
Мусорные кучи на краю жилого комплекса «Цветы» – у дома № 11 по улице Цветочной

9. Улица Ларина
Здесь сразу несколько свалок: за АЗС «Ока-Пропан» и вдоль обочины дороги возле домов № 13 и 17, и это только те, что успели зарегистрировать борцы с мусором

Автор:   Мария Батусова




Тема:

 Звездное небо над Нижним 

В планетарии, на лекции «Звездное небо Нижнего», рассказали, что у нас можно разглядеть некоторые созвездия. Например, зимой нам представляется уникальная возможность увидеть пояс Ориона (три звезды в ряд), полное созвездие в городе не видно, а к весне оно вообще скроется за горизонтом. Можно долго вглядываться в небо, но за звездами лучше наблюдать все-таки за городом.
Автор:   Марина Лабутина




Тема:

 Старые дома, которым нужна   помощь 

Мне бы хотелось, чтобы читатели вырезали этих моих героинь и клеили их в тех местах, где городу требуется поддержка, будь то отвалившийся кирпич, сломанная доска или треснувшее окно. Маленькие детали, как эти девочки, возможно, малозаметны, но они обращают внимание и демонстрируют большие проблемы.
Автор:   Ксюша Ласточка




Тема:

 Проститутки в городе

Выйти на контакт с «девочками» (секс-работницами) я смогла благодаря помощи нижегородского социального активиста Андрея Амирова. В каждой «конторе» (съемной квартире, где оказывают секс-услуги) можно было находиться от 5 до 15 минут, в перерывах между клиентами. Серию пришлось рисовать очень быстро, набело на месте. Мы обошли более десяти «контор». Попасть в «контору» постороннему человеку практически невозможно. Особенно женщине, которая не «девочка». Для меня это стало ценным опытом: я смогла сделать портреты, записать прямую речь и задать вопросы. Образы проституток, растиражированные в СМИ, и «девочки», которых я увидела, разительно отличались. «Девочки» осуждали насильственное поведение мужчин (не только клиентов), жестко критиковали власть (чиновников, полицию) и пытались даже на такой работе сохранять свои личные границы.
Автор:   Виктория Ломаско
Серия:  «Девочки Нижнего Новгорода»




Тема:

 Отсутствие освещения в городе 

Двор, который я изобразила, находится на Большой Печерской. На самом деле я даже не знаю, что это за двор и какие номера у домов, потому что разглядеть таблички в темноте было просто невозможно. Двор пустой и даже как будто заброшенный. Освещения никакого, кроме двух окон с такими яркими лампочками, как будто это свет от прожекторов; он слепит, и вокруг все становится еще темнее, уходить оттуда приходится на ощупь.
Автор:   Катя Четверикова




Тема:

 Клады Нижнего Новгорода 

Художник демонстрирует «невидимые» вещи, которые читатели должны попробовать найти самостоятельно. На иллюстрации, помимо кладов, спрятанных в Нижегородской области (типа библиотеки Ивана Грозного), изображен исторический центр – деревянный Нижний, который постоянно находится под угрозой то поджога, то сноса, а рядом синие заборы, которые нижегородцы уже практически не замечают. Тут же – метро, «которое видно раз в миллион лет, а так будто и нет его».
Автор:   Максим Трулов




Тема:

 Запасник Государственного музея А. М. Горького 

Попасть в запасник музея практически невозможно, произвести там съемку тем более. Нам удалось сфотографировать работы, которые никогда не показывали широкой общественности.

Комментирует Анна Малыгина, главный хранитель музейных предметов Государственного музея А. М. Горького:

– Автопортрет Надежды Пешковой – жены Максима Пешкова, сына Горького. Хранился портрет в семье Пешковых и передан в музей в прошлом году правнучкой Горького – Екатериной Александровной Пешковой.

Ваза для цветов из синего прозрачного стекла. Из квартиры Екатерины Павловны Пешковой – жены Горького. Была передана в музей в 1968 году, к юбилею Горького.

Пейзаж Александра Осьмеркина, современника Горького, выходца из художественного объединения «Бубновый валет». Картина написана в 1937 году, потом, видимо, подарена семье Пешковых и также в 1968 году передана в музей. Условное название – «Пейзаж с церковью».

Александр Алямовский «Бывшая иконописная мастерская», 1987 год. Бумага, акварель, гуашь. Это иконописная мастерская, что располагалась в доме купчихи Салабановой, где Алеша Пешков – будущий писатель Максим Горький – служил «мальчиком», это описано в повести «В людях». В 1988 году работу передал в музей сам художник.

Портрет неизвестного купца, художник и время написания не известны. Можно предположить, что это конец XIX века. Поступил в музей в 50-е годы. Источник поступления не известен.

Фото:   Илья Большаков




Тема:

 Краны в Нижегородском порту

Проект осуществлялся в два этапа. На первом автор отфотографировал портовые краны в Дуйсбурге (земля Северный Рейн – Вестфалия), когда-то крупнейшем речном порту Европы, и в порту на Стрелке в Нижнем Новгороде. Причем краны после зеркального разворота (для кранов характерного) обрели симметрию и стали напоминать фантастических насекомых. На втором этапе художник скрещивал краны-насекомые двух семейств, печатая каждую пару четырьмя красками и поочередно путая тот или иной цвет у рейнской и волжской особи. В итоге от 12 прародителей (по шесть с Рейна и с Волги) получилось 48 отпрысков. Рейнские краны стоят до сих пор, украшая набережные рек и каналов Дуйсбурга, а нижегородских, увы, уже нет. Но, как это бывает в живой природе, гены ушедшего вида продолжают существовать в генах потомков. В каждом из представленных на этой странице механических существ есть фрагмент одного из портовых кранов с нижегородской Стрелки.
Автор:   Евгений Стрелков
Проект:   «Техногенез: Хромофаза»




Тема:

 Афиша нереального события 

Фантазия редакции газеты «Селедка»: ну какая Бьорк, какая Заха Хадид? Этого не может быть никогда.
Автор:   Culture Vulture




Тема:

 ДК имени Ленина 

Картинка получилась довольно мрачной, потому что нет ничего веселого в том, что в городе подобные здания находятся в заброшенном состоянии. Тем более при условии, что в Нижнем по-настоящему интересных концертных и театральных площадок совсем мало. Многие видели этот ДК, которому в прошлом году, если не ошибаюсь, исполнилось уже 90 лет – совсем рядом находится станция метро «Чкаловская» и Детская железная дорога с парком имени 1 Мая. Но внутри мало кто бывал, а там то еще зрелище.
Автор:   Аня Ша




Тема:

 Квартал слепых 

Владимир Егорович Майдершин, 80 лет, живет в квартале 53 года, в доме 10 а:
– Этот квартал со всеми домами стоит тут с 50-х годов. Раньше здесь была фабрика Островского, предназначенная для слепых, и всех работников заселяли именно сюда. Двухэтажные деревянные дома, кирпичные четырехэтажные и еще панельные напротив – это все фабричные. Наш дом самый молодой, ему 47 лет. Все дома самые обыкновенные, как для зрячих, магазины тоже обычные, весь отдых – вон две лавочки стоят. Так и в советское время было, и сейчас. А вообще это раньше был квартал для слепых, а теперь обыкновенный. Раньше здесь было много инвалидов по зрению, но осталось всего человек пять – все постепенно умирают. Вот я пришел работать в 17 лет, а мне уж 80. Последнее заселение незрячих было 47 лет назад, когда этот дом построили, больше молодежи у нас не было.
В советское время фабрика Островского выпускала щетки и матрацы. Причем матрацы зрячие делали, а инвалиды по зрению делали щетки. Восемнадцать лет назад завод ликвидировали, меня, как и всех, сократили, и сейчас я даже не знаю, что там находится, наверное, арендуют что-то – территория у фабрики была большая.
Здесь очень плохо с опознавательными знаками. Вот я сейчас собрался в магазин, будет трудно. Когда наш дом построили, то от дома до магазина лежала заасфальтированная дорожка, это было очень удобно для слепого, сейчас все разрушено, куда идти – непонятно, путаешься. Я иду, иной раз, на людей, а они помогают, конечно, кричат, куда мне – вправо или влево. Еще дворники тут ленивые, мы все время ругаемся с ними.
До того как началось новое время, почти каждый из нас отправлялся в город по своим нуждам, а сейчас в городе слепому делать нечего.

Автор:   Катя Гущина




Тема:

 Мозаики, закрытые фасадными   утеплителями 

Советскую мозаику 1964 года на Суетинской, 10 закрыли фасадным утеплителем в октябре 2017 года. Сейчас догадаться, что под слоем краски находится монументальная живопись, невозможно. Аналогичная история с мозаиками на улицах Заломова и Ванеева, бульваре Юбилейном.
Фото:   Илья Большаков, СпасГрад




Тема:

 Перспективы города 

Перспектив, как говорится, нет.
Автор:   Иван Белов





Также почитать