"Один мой день в русском концертном минивэне"

Музыкальный обозреватель «Селедки» лидер группы «иллинойз» Саша Филиппова гастролирует

Все знают, как заведено в мире животных и рок-команд – после тура группа возвращается домой в состоянии бескрайней эйфории, похожей на внезапное северное сияние над средней, средненькой такой полосой Российской Федерации. К утру сияние проходит, но коллектив артистов еще какое-то время живет яркими воспоминаниями – тут классно нырнули со сцены, здесь стошнило прямо на МКАД, на том концерте сыграли лучше всех, а после удачно вписались в квартиру улучшенной планировки, где на кухне были щи и блейзер. Группа выкладывает фотодневник тура, орет спасибо, кидает зиги любви фанатам – в общем и целом получает заряд бодрости на месяц жизни вперед. Потом будет посттуровая депрессия, скобка-улыбка.
Группа «иллинойз» не дура, она знала, что если обрадоваться концерту слишком сильно, то по возвращении домой будет очень больно. В этот раз мы решили обмануть всех – и поехали в тур уже в депрессии. Мы исключили Москву из концертных точек, и там остался один Санкт-Петербург – единственный пункт в пространстве, 1200 туманных километров туда, 1200 дождливых километров обратно.
Медленно округлялась пятница; мы мрачно собирались. Желтый Volkswagen Transporter нашего верного водителя Жени ел гитару за гитарой, следом в нем исчезали молодые люди и девушки. У нас не было 2 пакетов травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, полсолонки кокаина и целого множества транквилизаторов всех сортов и расцветок, а также текилы, рома, ящика пива, пинты чистого эфира и амилнитрита. У нас была депрессия.
Нас было на два человека больше обычного – мы внезапно обрели директора Олю и фотографа Улю. Директор Оля быстро разобралась в правилах игры: она сердилась из-за сложного маршрута, который выстроил Женя, ей не хотелось петлять по телу родины, ей совершенно не улыбались города Иваново, Череповец, Вологда и мы. Без слов мы поняли, что Оля нам подходит.
Уля ломала правила. За день до выезда она написала пост-катастрофу о том, как любит всех и всякого, кто ее окружает, собрав тем самым немыслимое для независимого фотографа количество лайков; Уля была переполнена эндорфинами, улыбалась чаще всех и, кажется, была готова ехать с нами хоть в Улан-Батор. Мы напряженно терпели ее оптимизм, делали ставки, как скоро родится пост про тотальную ненависть, и стояли в пробке на выезде из Нижнего, теряя второй час. Естественное раздражение мы испытывали и от того, что забыли купить алкоголь; только Уля светилась во мраке минивэна со своей личной бутылкой белого. Заглушив мотор прямо на железнодорожных путях, сокрушаясь и споря, мы пытались решить, в каком из ближайших окраинных мини-маркетов можно попробовать удачи. Извиняясь за неудобство, приближалась электричка, мы нехотя сдали назад.
В лунном сиянии провыла пристанционная собака; капля крови капнула с молодой Луны на только что выпавший снег. Мы засекли мини-маркет и высыпали из минивэна с прытью негритянской семьи Джексон, только что узнавшей, что младший сын стал богат и знаменит. Темпранильо, кьянти, вальполичелла – в богом и налоговой забытом мини-маркете где-то в районе Дубравной никогда не произносили названия итальянских вин так утонченно, предпочитая мат-роковые формулировки «мне красное сухое за 330». Пиршество венчала пицца «Спар» – старая склочница, слепленная из остатков воспоминаний о походе в лес в 1997-м.
Господи, как стало хорошо. Мы забыли про депрессию, предали рок-н-ролл, не брали звонки Ксюшиной мамы. Общий километраж взаимоуважения и добра составил 214 километров, четкое расстояние от Балахны до Иваново. Директор Оля втянулась в битву интеллектов, пытаясь общаться словами исключительно на букву «пэ», Ксюша стала Псюшей, а Уля Пулей, Женины бортовые самописцы зафиксировали изобретение нового музыкального стиля «диантвурд арбенина». От ежеминутных взрывов хохота по лобовому стеклу фольксвагена, подобрав юбки, побежала трещина. Мы пронеслись сквозь одноместное село с единственным живущим там дедом, сняли фильм про комнату с окнами вместо стен, позвонили Ксюшиной маме из села Сеськи, а последняя фотография в моем телефоне протегировала местоположение деревней Пестяки. Дальнейшее представляется мне и многим смутно, я лишь помню свое ощущение перед провалом в сонную лощину. Мы несемся на огромной скорости в черное ничто, мои коллеги-артисты вырублены – я закрываю глаза, обнимаю подголовник кресла перед собой и представляю себе, как верхом на ядре несусь в космос сквозь слои атмосферы.
Кажется, что в этом и заключается один из важнейших кайфов любого концертного выезда – перестать существовать. No suicidal tendencies – кайф просто в том, чтобы перестать быть точкой, прибитой к карте и обстоятельствам, работе и выходным. Ты просто несешься ночью вперед по очень плохой дороге, схватившись за подголовник, немного не в себе, потому что ты действительно немного не в себе. Чистый эфир.
Оставшиеся десять часов до Петербурга превратились в сто, остановки сократились и поскучнели, на дорогу перестали выбегать лисята. Ни одного лося, ни одной красивой фотографии с лосем. В придорожных кафе телевизоры с Обамой и старые трупы тефтелей. Туалеты из досок, зато с резными линолеумными «М» и «Ж». Все обосрано. Русская пустота соприкасается рукавами с русской красотой – совершеннейшая запущенность инфраструктуры с потрясающей природой по ту и эту стороны трассы. Величественные разливы рек, топящие все в низинах, неаккуратные лесные проборы, верхушки лиственниц, по которым всегда хочется провести ладонью, безукоризненная стройность ельников и сосен. От всего этого заряжаешься естеством и прозрачностью, которые так нужны по утрам после шумных ночей и больших назойливых городов с их «возьми трубку, сходи на работу, заплати банку». В том числе и по этой причине я всегда возвращаюсь в город сбитая с толку, что мне тут делать дальше.
★ ★ ★
Мы добрались до Петербурга практически к выходу на сцену и уехали домой уже в 6 утра. Лучший план конкурса абсурдных концертных выездов уходит в анналы с пометками «зачем» и «хихи».
★ ★ ★
«Маленькая мисс Счастье» – есть такой потрясающий фильм про семью Гувер. Мать семьи, дымящаяся женщина на грани нервного срыва с вечной сигаретой; отец семейства Гувер, разработчик теории успеха, которая не работает в принципе; сын-подросток, давший обет молчания; дедушка – кокаиновый наркоман, любитель сальных шуток; брат жены, брошенный гомосексуалист и известный литератор, и маленькая девочка, влюбленная в конкурсы красоты. Весь фильм семья пытается добраться до конкурса красоты, чтобы маленькая девочка смогла принять там участие – в дороге дедушка умирает от передозировки, отец лишается средств к существованию, сын не выдерживает и орет FUCK, посвящая это всем своим родственникам. Девочка попадает на конкурс и, повергая всех в шок, исполняет стрип-данс под песню Can’t Touch This, как и завещал ей дедушка-наркоман.
Сюжет этого фильма очень точно передает общий фон содружества людей, собирающихся под одной желтой крышей транспортера под именем «иллинойз».

Также почитать