"Самое важное и странное в городе"

Самое важное и странное в городе

«Москва – Владивосток»

Весь январь в «Циферблате» будет проходить выставка Кати Гущиной, известной далеко за пределами родного Нижнего своим проектом – путевыми записками по Транссибу



«Москва – Владивосток» изначально обычное учебное задание, которое растянулось на целый год, и мой первый масштабный творческий проект. Мне всегда нравилось делать две вещи: путешествовать и рисовать. Я учусь в Москве, поэтому много времени провожу в поездах на пути домой, в Нижний Новгород, отсюда и интерес к железной дороге. Когда начался мой первый год в университете, у меня появилась возможность объединить обе мои страсти в проект – скетчбук про Транссиб. Условие моего куратора по арт-практике Сергея Кужавского было довольно жестким: рисовать на одну тему весь год, но это сделало работу намного интереснее. Если сравнить начальные и последние развороты, то можно проследить явную эволюцию в уровне рисования, «становление руки».

Работа началась со сбора информации. Сначала я вышла на проект Google «Москва – Владивосток» (сейчас не функционирует). Это была уникальная вещь – на всем протяжении пути виды из окна снимала камера, и можно было выбрать любую точку маршрута и узнать, что видят пассажиры в этот момент. Еще там были панорамы, рассказы о городе и огромное количество полезной мне информации. Формат путевых заметок для меня был очень удобен. Связующей нитью стали рельсы, между которыми разместились рисунки и куски текста. У меня был определенный алгоритм работы: я смотрела, какую станцию поезд проезжает, гуглила ее внешний вид, смотрела, что находится рядом. Собрала в один архив истории проехавших этот маршрут, разбавляла бытовыми деталями и байками канву повествования.

Что я делала еще? Я ныла. Ныла всем вокруг, что у меня ничего не выходит, ныла куратору, что не умею рисовать «как надо», ныла, потому что ближе к середине года источники информации стали стремительно иссякать. Где-то около Иркутска мой поезд остановился. Тут-то я и нашла блог Сергея (http://periskop.livejournal.com/), поменяла Гугл на Транссиб.ру, где можно было с помощью поиска найти фотографии объектов недалеко от нужных мне пунктов. Какие-то города нашлись в блоге Лебедева и Варламова. Очень тяжело было завершать произведение. Сроки поджимали, скетчбук отнимал много сил и мешал другим моим заданиям. С другой стороны, тяжело было расстаться с привычной работой. Финал вышел внушительным. Меня вдохновил саундтрек одного из любимых композиторов – Александра Деспла. В его работе для «Королевства полной луны» я нашла подходящее музыкальное настроение, которое могло бы служить аккомпанементом для человека, спускающегося со ступенек поезда во Владивостоке.

Проект был выставлен на двух просмотрах: в центре им. В. Мейерхольда и в яхт-клубе «Пирогово». Полгода о нем не вспоминали, хотя я отчаянно хотела показать его всему миру. В паблике «Бумажки» был день, когда все подписчики могли присылать свой контент, ну, я и рискнула. Получила отклики. Это была первая волна. Вторая волна случилась благодаря паблику «Прощание с плацкартом» – утром в свой день рождения я обнаружила себя практически во всех крупных интернет-тусовках: от «Шедевров рекламы» до KudaGo и фальшивого Esquire (успех!). Третья волна, самая огромная, случилась в июне, когда @periscop, автор ЖЖ про железные дороги и сайта про Транссиб, выложил мои работы. Причем не оставил их без комментариев, пытаясь угадать, в каком году и каким маршрутом я ездила! Он вычислял это по внешнему виду станций на моих картинках, а какие-то из разворотов и вовсе поменял местами. Самое забавное, что почти всю информацию для работы я брала именно с его ресурсов, ведь по-настоящему я никуда не ездила, а тут внезапно мы пересекаемся! Эта публикация породила отклики другого рода. Если аудитория «ВКонтакте» просто ставила лайки или делала репосты, то читатели ЖЖ искали меня в интернете и старались написать свои комментарии и впечатления лично. Меня хвалили, ругали, упрекали в неточностях, просили картинки для публикаций… Я устала объяснять всем, что путешествие было выдуманным, а люди, выложившие это у себя, перепутали порядок, поменяв местами некоторые крупные города, но все это было просто потрясающе.

Был момент, когда я чуть не продала скетчбук одному известному галеристу – в последний момент взыграла гордость, и я отказалась, о чем жалела долгое время. Попытки пиар-службы факультета показать «Москву – Владивосток» РЖД не сработали, видимо, с их стороны не было заинтересованности. В какой-то момент я пришла к выводу, что я – человек одного произведения. Меня не знали никак, кроме как «девочку, которая рисует поезда», спрашивали, когда же я уже по-настоящему поеду во Владивосток, а ни одна моя работа не могла достигнуть уровня скетчбука. Я признала это и смирилась.

Постепенно я борюсь с этим образом, стараясь делать не менее масштабные и детализированные вещи. Один из моих любимых недавних проектов – скетч-карта прогулок по центру Нижнего Новгорода, большая и красивая вещь, которой я очень горжусь. Сейчас я готовлю огромную алкогольную карту Китай-города, а для «Селедки» вот план Почаины нарисовала.

«Циферблат», до 31 января


Спорим!
Нижний Новгород стал частью большого проекта о России

Проект «Спорим!» берется доказать, насколько многогранна наша страна. А именно – на ее территории можно найти аналог любой мировой достопримечательности. Буквально в России можно найти весь мир, в поиске которого россияне ежегодно уезжают очень и очень далеко. Проект некоммерческий и направлен на популяризацию культурного, исторического и географического достояния России, а также на продвижение внутреннего туризма в нашей стране. В проект входят документальная передача «Спорим!», мастер-классы «Технология бюджетных путешествий по России», а также открытые диалоги со школьниками и студентами. На данный момент уже отснято 3 серии программы в Нижегородской и Воронежской области, Республике Марий Эл. Например, в рамках этих эпизодов на Нижегородской земле были найдены Япония и Шотландия. То есть нижегородцам, желающим посетить праздник цветущей сакуры или шотландский замок с привидениями, не нужно ехать за сотни миль. Все находится гораздо ближе к дому. Детальную информацию по точному местонахождению этих уникальных мест, равно как и проработанные к ним маршруты, можно найти в официальной группе проекта «ВКонтакте».
Нижегородцы могут поддержать проект в первую очередь финансово, но также можно и нужно принимать участие в самой передаче в качестве героев, помогать составлять маршруты, организовывать съемки и другие мероприятия студии.
Сейчас существует множество стереотипов о России как за рубежом, так и внутри страны. Идеологи проекта стремятся показать россиянам, что интересное – это необязательно чужое, что Россия гораздо более многогранная, уникальная и неожиданная, чем все мы привыкли видеть. У нас в стране действительно можно найти весь мир. Спорим?
www.vk.com/sporimporossii


Новая «Полка»
Александр Карпюк, основатель первого независимого книжного в Нижнем Новгороде, покидает одну «Полку» и тут же придумывает другую

– Буквально сейчас «Полка» становится не только книжным магазином, но и образовательным проектом, о событиях которого будем рассказывать в нашей группе «ВКонтакте». Проект состоит из книжного магазина, лектория в образовательном центре «Я знаю», а также книжного ресурса «Полка» (polka.li). Наш физический адрес теперь – ул. Канавинская, 2. Ребрендинг пока не планируется, хотя, безусловно, этот вопрос обсуждался с нынешними хозяевами книжного на Октябрьской. Нынешняя «Полка» не будет делить аудиторию, наша цель – привлечь как можно больше людей к хорошим книгам, образованию, мероприятиям. За год истории «Полки» я бы высоко оценил интерес людей к хорошей литературе, у нас сформировалась группа постоянных читателей, которые могли прийти и поговорить о книгах, попросить совета, приводили друзей и знакомых. Задача независимого книжного как раз в том, чтобы собрать книги, интересные создателям, и предложить их покупателям. Книжное дело должно выходить за рамки «купи-продай», пытаться выйти на диалог, поэтому мы постараемся и дальше не отсиживаться в четырех стенах, чтобы нести книжную радость.
www.polka.li


«Красная ласточка»
В Нижнем Новгороде появилось новое издательство, объединившее молодых художников, переводчиков, лингвистов и исследователей

– Расскажите о вашем издательстве «Красная ласточка», что это, почему такое название, что вы собираетесь выпускать?
– Идея создать издательство появилась у участников нашей команды несколько лет назад, но именно в этом году сложилось четкое понимание того, каким оно должно быть, и определился круг людей, способный заниматься подобным проектом. Мы несколько недель бились над названием, перебирая самые разные, порой радикальные варианты. Название «Красная ласточка» нам всем понравилось, оно метафорическое. Мы определили «Красную ласточку» как одновременно и тело, и скорость, и направление, и постоянно смещающуюся динамическую границу, потому что сегодня именно на границах и пересечениях разных дисциплин рождается новое знание.

– Почему двойное?
– «Двойное», потому что «Красная ласточка» – это издательство-лаборатория, то есть оно включает издательский и исследовательский компоненты. Во-первых, мы не только издаем книги, но и сотрудничаем с исследовательскими центрами, благодаря чему получаем знание «из первых рук». Кроме того, мы работаем над собственными исследовательскими проектами. Пока что мы задумали 5 серий: новые медиа, экранные и перформативные искусства, городские исследования. Особняком стоит пятая серия, посвященная языковой драматургии. В ней будут выходить художественные произведения – современная поэзия и проза.

– Зачем вообще вам издательство?
– Русскоязычный издательский контекст, на наш взгляд, является фрагментарным и не включает огромное количество современных гуманитарных исследований, знакомство с которыми необходимо любому человеку, интересующемуся или работающему в сфере культуры, искусства, в новых медиа или дизайне. Наша задача – сократить временную дистанцию между появлением передовых работ и трансляцией их русскоязычному читателю, поэтому пока наша деятельность будет сконцентрирована в основном на издании переводов.

– Как вы можете оценить ситуацию с издательствами в Нижнем Новгороде, какие они, чем вы будете от них отличаться?
– Часть нижегородских издательств ориентирована на коммерческие проекты, другие занимаются в основном изданием литературы, связанной с краеведением (в том числе экспериментальным) и книг местных авторов. У «Красной ласточки» нет цели концентрироваться на региональной тематике, скорее мы думаем о русскоязычном контексте в целом – нам важно, чтобы идеи и смыслы, появляющиеся в гуманитарном поле на мировом уровне, стали доступны на русском языке. Так сложилось, что издательства, выполняющие подобные задачи, сосредоточены в Москве и частично в Санкт-Петербурге, поэтому нам приятно, что наша инициатива зародилась и будет воплощаться в жизнь именно в Нижнем Новгороде.

– Расскажите о краудфандинговой кампании, которую вы запустили, на что вы рассчитываете, работает ли краудфандинг сегодня?
– Мы сформировали пакет из книг, которые, как нам кажется, будут интересны самой разной аудитории. Это сборник статей Льва Мановича, одного из ведущих медиатеоретиков мира, под названием «Теории софт-культуры» (несмотря на то что Манович невероятно популярен во всем мире, на русском языке его книги не издавались); это работа современного французского философа Жака Рансьера «Освобожденный зритель», которая необходима для понимания современного театра и поэтическая книга Евгении Сусловой «Животное». Именно эти книги и разные варианты их компоновки мы выставили на краудфандинг.
Мы подчеркиваем, что в данном случае наша кампания – это не только благотворительность, это скорее система предзаказа, потому что за внесенную сумму вы через несколько месяцев получите напечатанную на ваши же деньги книгу. Мы приняли решение включить в проект сразу 4 книги, чтобы подчеркнуть, что это не производство единичного продукта, а запуск целой большой машины по восполнению лакун в гуманитарном поле. Наш девиз: «Подари себе издательство».

– Хорошая книга – какая она?
– Есть такое выражение: люди образованные книги не читают – они их перечитывают. В нашем понимании хорошая книга – это такая книга, к которой можно постоянно возвращаться и, перечитывая, каждый раз находить в ней для себя что-то новое. С другой стороны, хорошую книгу можно прочитать взамен пятидесяти других, то есть в своей области она является ключевой и необходимой. Для нас очень важно, что хорошее гуманитарное исследование имеет непосредственное прикладное значение, то есть его прочтение дает знания и навыки работы с информацией и новые стратегии оперирования с идеями и смыслами. Ну, и, конечно, мы уделяем большое внимание внешней составляющей наших книг, для верстки которых мы использовали принципы динамической айдентики. Хорошая книга должна быть комфортной для чтения и работы, с удобной и продуманной системой ссылок.
www.vk.com/red_swallow

Также почитать