"FUTURO"

В декабре в помещении бывшего кинотеатра им. Маяковского на Рождественской, 6 открылась галерея современного искусства FUTURO. «Селедка» решила уточнить, что там было раньше и что будет сейчас

Татьяна Павловна Виноградова, профессор ННГАСУ
«Разговор о доме на Рождественской, 6 хотелось бы начать с истории улицы, на которой он стоит. История эта особая, неразрывно связанная с Волгой. Это сейчас мы видим пустую реку, а начиная со второй половины позапрошлого века Волга была буквально запружена судами. И жизнь бурлила на Рождественской, здесь были сосредоточены банки и торговые фирмы. «Это самое бойкое и оживленное в городе место коммерческого люда, толпящегося здесь с утра и до ночи. Здесь заключаются торговые сделки и устанавливаются цены на товары и фрахты чуть не для целого Поволжья; здесь встречаются для общей торговой пользы и богачи-миллионеры с тружениками торгового и пароходного дела; здесь встретите и миллионера и бедняка-труженика, друг в друге нуждающихся; здесь снуют торговые маклеры; здесь толпится и служащий на пароходах люд: капитаны, машинисты, лоцманы, и здесь они переходят на службу от одного хозяина к другому; здесь вверяют свои капиталы и состояние лично неведомым людям по одной лишь русской доверчивости. Здесь коммерческий импульс всего Поволжья». Такой видел Рождественскую мой дед, нижегородский публицист Василий Иванович Виноградов, я позволила себе привести эту довольно длинную цитату из его «Иллюстрированного путеводителя по Нижнему Новгороду и ярмарке» 1896 года. Согласитесь, это очень сочная и яркая зарисовка атмосферы Рождественской конца позапрошлого века, сделанная очевидцем.
Сейчас Рождественская прежде всего улица развлечений. Оживает она вечерами, во время праздников. Дом, где открывается галерея FUTURO, имеет особое притяжение. Известен он был в городе как Общественный доходный дом, принадлежал купцу Федору Петровичу Переплетчикову – человеку, особо уважаемому в Нижнем, достаточно сказать, что его трижды избирали городским головою. Свой двухэтажный каменный дом на Рождественской он завещал городу, завещал «в пользу бедных». Во время Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в нем размещалась гостиница. В начале прошлого века дом перестроили, добавив третий этаж. При этом дом получил новый декор, в котором причудливо переплелись эклектика и модерн. Реконструкцию дома и его декор выполнил Владимир Максимович Лемке – архитектор с прекрасным вкусом: внутреннее убранство дома и оформление его фасада гармонично созвучны.
Достойно продолжилась история обновленного бывшего дома Переплетчикова. Сюда переехал городской Николаевский общественный банк, самый демократичный банк Нижнего Новгорода. Назван он был в честь сына Александра II Николая Александровича, который посетил в качестве ознакомительной поездки Нижний Новгород. Наследник престола среди прочего познакомился с деятельностью нижегородского предпринимателя Федора Блинова, побывал на его соляной мельнице, наблюдал коноводную машину, посетил баржи с хлебом. Купец был польщен и очарован царевичем. Результатом стало решение Федора Александровича пожертвовать 25 тысяч рублей на устройство в Нижнем Новгороде городского Общественного банка, призванного заниматься изысканием средств на благотворительность и благоустройство города. Изначально банк размещался в другом доме неподалеку, в том самом, длинном с двускатной крышей, что стоит и сегодня за домом из красного кирпича, известным как «Скоба». В 1901 году банк переехал в роскошное здание, о котором мы с вами говорим.
Вопрос истории этого дома освещен недостаточно и, на мой взгляд, требует дальнейшего изучения. Можно лишь представить себе, каких людей видел этот дом, какой богатой и наполненной жизнью он жил.
Была я здесь и в то время, когда тут располагался театр им. В. В. Маяковского. Меня сюда привели архитекторы, занимающиеся изучением этого здания. С ними я поднималась под крышу, мне показывали удивительной красоты уникальные инженерные конструкции – деревянные стропила, кстати, в прекрасной сохранности. К сожалению, их уже нет. В наши дни все хотят строить новое, а созданное сто и более лет назад считают ветхим фондом. Когда же начинаешь изучать, то понимаешь, что не такой уж он ветхий, этот фонд, или, правильнее сказать, совсем не ветхий, а очень ценный. Таков и дом на Рождественской. Он полон загадок, имеет интересные инженерные решения, передовые для своего времени. Я не люблю, когда в подобных домах используют евроремонт, зашивая красоту пластиковыми панелями. Интерьеры требуют воссоздания. Архитекторы, их создававшие, были ответственны за все: за конструкции, инженерные решения, за фасады и интерьеры. В результате ощущалась невероятная гармония внутреннего с внешним. Думается, что пройдет какое-то время, и галерея, которая сегодня так бережно реставрируется, будет жить новой жизнью. Я ценю людей, которые ответственны за будущее нашего города. И процесс, который происходит в доме на Рождественской, я оцениваю весьма позитивно».

Игорь Петров, заместитель руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, исследователь архитектуры Нижнего Новгорода
«Этот дом был известен, по крайней мере до революции, как Переплетчиковский корпус. Федор Переплетчиков был человеком очень уважаемым, три раза занимал должность городского головы, что было редкостью. Умер он в 1845 году и завещал это здание городу. Как только право собственности было оформлено, здание получило подобное название, тем самым подчеркивалось, что это подарок городу. Условия были такие: зданием распоряжался лично городской голова, и он ни перед кем не был подотчетен в распоряжении имуществом. Деньги от аренды этого здания шли на благотворительные цели – на поддержание бедных мещан. То есть этот дом был чисто доходным: есть такой тип домов, в которых не проживали, а сдавали в аренду, перечисляя доход на содержание приютов, богаделен, домов призрения. Нужно сказать, что нынешнее здание – это не подлинный дом, который был подарен городу. Тот дом горел в мае 1853 года и сильно пострадал. Причина не была установлена, вполне возможно, что пожар начался в ресторане. Главный архитектор Николай Ужумедский-Грицевич, обследовав здание, пришел к выводу, что благодаря крепким каменным стенам его можно восстановить. Таким образом, в течение 1855–1856 годов здание, на тот момент двухэтажное, было полностью восстановлено с сохранением той же архитектуры – это было требованием городского самоуправления. В таком виде дом просуществовал до 1894 года. Несмотря на периодический ремонт, он все равно приходил в ветхость – пожар давал о себе знать. Поэтому городские власти приняли решение корпус снести и поставить на этом месте новое здание – тоже общественное и с той же целью. Новый корпус также носил имя Переплетчикова. Почему перестройка этого здания пришлась именно на 1894–1896 годы? Потому что город активно готовился к проведению шестнадцатой Всероссийской промышленно-художественной выставки. Шли огромные работы по благоустройству города, чтобы не ударить в грязь лицом. Многое было построено: здание городского театра, здание городской биржи, которое находится на площади Маркина, и в том числе Переплетчиковский корпус. На втором этаже располагались гостиничные номера, офисы нотариальных контор и представителей зарубежных фирм, а первый этаж был отдан под торговые лавки. Чтобы получить еще больший доход, городские власти решили надстроить третий этаж – произошло это буквально через 15 лет. В это время модным стилем был декоративный модерн, детали которого видны на фасаде здания: растительный орнамент, женские головки, криволинейно-прихотливые линии. Можно даже сказать, что это манифест модерна, фасад декларировал новый стиль. Это одно из первых, если не первое здание такого направления, которое появилось в Нижнем Новгороде. Есть такой момент: для модерна характерна асимметричность композиции, а тут мы видим симметричную, жесткую композицию. Это связано с тем, что декор модерна был нанесен на старую композицию, которая была решена в традиционном стиле: по центру главный круг, симметричное количество окон слева и справа.
В этом здании, в левом крыле второго этажа, разместился общественный банк. Большой двухцветный зал с богатой лепниной, где будет располагаться галерея, это как раз операционный зал банка. Банк давал кредиты на различные городские проекты, давал ссуду купцам, то есть играл большую роль в развитии промышленности. Отделка зала была просто роскошной: мы видим, что он был двухцветным, интерьеры были сделаны в эклектичном стиле. Почему стиль отличался от фасада? Эклектика была более привычной, в тот момент, возможно, архитекторы еще не освоили применение стиля модерн во внутреннем пространстве, это пришло чуть позже. Кроме того, модерн более легкомысленный, более художественный, он был неприемлем для солидного, официального учреждения, коим являлся банк. Такие учреждения должны быть показателем надежности для клиентов, поэтому и интерьер был выполнен в традиционном пышном стиле, с историческими деталями и реминисценциями. Интерьеры этого зала до пожара – в 90-х годах XX века здесь снова произошел пожар – являлись образцом эклектики. Сейчас мы видим только фрагменты. Кстати, восстановленный потолок воспроизводит структуру старого потолка, разбитого палочками на отдельные поля, своеобразные кессоны. Эти кессоны были богато украшены розетками. Это достаточно распространенный прием "перевертышей", когда фасад сделан в одном стиле, а интерьер – в другом. Получается, что появился этот зал в 1902 году, и все элементы, лепнина, которые мы видим здесь, это уже результат творчества архитектора Шмакова.
В советские времена в этих залах располагался кинотеатр им. Маяковского. Здесь были самые дешевые билеты, потому что открывались новые кинотеатры, этот же был достаточно стареньким, сюда ходили в основном студенты, молодежь. Зрительный зал находился в двухцветном зале, зал по соседству был вестибюлем. Полы там были выстланы керамической плиткой фирмы "Мюр и Мерилиз". Когда в 1990-е годы популярность приобрели видеосалоны, кинотеатр закрыли. Закрытие произошло еще и по техническим соображениям – перекрытия были в плохом состоянии. Несколько лет он стоял пустующим, и, наверное от беспризорности, произошел пожар. Сейчас видно остатки былой роскоши, фрагменты лепнины, которая имеет очень большой штукатурный налет, до 15 см, можно подойти и приглядеться. Для того чтобы облегчить вес этой лепнины, да и сэкономить материал, там вкраплены большие куски угля – он пористый и легкий, к тому же впитывал в себя излишки влаги.
Художественная галерея – это благодатная тема, потому что у этого дома все-таки богатая история, и она должна продолжаться и в XXI веке. Результат может быть любопытным, когда фоном для экспонатов и каких-то инсталляций будут фрагменты лепнины, которая помнит еще вкладчиков-толстосумов дореволюционного банка».

Роман Докукин, дизайнер галереи FUTURO
«Идея проекта галереи – совместить благородные развалины и четкий минимализм. Перед нами стояла двойная задача: создать минималистическое пространство с белыми стенами и при этом не нарушить историческую красоту зала. Может быть, результат отличается от того, что задумывалось изначально, но компромиссы находятся. Например, мы стараемся оставить полуразрушенную лепнину в своем оригинальном, полуразмытом цвете, чтобы она сочеталась с новой отделкой. То есть получился инкубаторный, идеально вычищенный зал с роскошью старины.
Начиная подготовку к этому проекту, мы изучили множество литературы, пересмотрели кучу образцов, задумок, фотографий различных галерейных пространств со всего мира. Нет ничего правдивее, чем белые стены, строгие скупые пространства, и многие галереи, как западные, так и современные российские, построены именно по этому принципу. Плюс в том, что мы создаем мультипространство, которое может быть не только выставочным залом, но и площадкой для хеппенингов, каких-то общественных мероприятий. Недавно там проходила роскошная свадьба в стиле Dior – это было безумно красиво, и пространство ожило.
Открытие галереи – это только первый шаг, эксперимент. Пространство еще будет дорабатываться в зависимости от плюсов и минусов, которые мы увидим на первой выставке. Нам повезло, что она проходит под началом Аси Феоктистовой – талантливой художницы, которая знает это место и знает, как с ним работать, ведь она неоднократно выставлялась здесь еще до начала каких-то ремонтных работ.
Аналогов этого места в Нижнем Новгороде, наверное, нет. Сделать его таким нам помогает его история и многофункциональность. А еще здесь хорошая энергетика».

Также почитать