"Самое важное и странное в городе"

Назад, в прошлое
Создатель знаменитого «Фотокабинета на Пестеля, 13» и главный поборник амбротипии в стране Миша Бурлацкий продолжает свои путешествия во времени с помощью крупноформатной камеры XIX века: фотограф привез в Нижний Новгород серию работ «Обаяние ушедшего», созданную в музее-заповеднике «Щелоковский хутор» в прошлом году
– Я учился в горьковской школе № 14, со мной училась в классе Оля Мигунова, которая сейчас стала Ольгой Ивановной Александровой и старшим научным сотрудником нижегородского архитектурно-этнографического музея «Щелоковский хутор». Года полтора назад мы разговорились: что ты, говорит она мне, снимаешь в Бахчисарае, в Израиле, ты к нам приезжай – у нас есть что снимать. Так и договорились, в прошлом году съемка состоялась. На выставке можно увидеть портреты людей, одетых в костюмы XIX века, в которых ходили на территории Нижегородской губернии, пейзажи заповедника, старинные дома. Мы снимали типы Поволжья, и тогда я считал, что это будет большой этнографически-фотографический проект, а Нижегородская область – только начало. Этот проект меня уговорили назвать «Бурлацкий на Волге». Был Дмитриев, который десять лет снимал Волгу от устья до истока, так же и мы должны были ехать на корабле и снимать на огромный, метровый фотоаппарат. Но у Дмитриева деньги были, а у меня нет, поэтому все это заглохло и рассыпалось на какие-то отдельные акции. Вот я только что ездил в экспедицию, снимал марийцев-язычников – тоже, в принципе, логическое продолжение.
Все фотографии сделаны на крупноформатную камеру в технике позапрошлого века, этот процесс создает неповторимую пластику изображения, атмосферность, которую никак не создадут современные фотоаппараты. В основе этого процесса – жидкость, которая называется коллодий: это раствор целлюлозы в эфире с добавлением спирта. Она обладает вязкостью, сложностью и прозрачностью. Как все это происходит: берется стеклянная или металлическая пластинка, на нее льется коллодий, в котором растворены соли металлов-галогенидов, йода и брома. После этого пластинка опускается в раствор другой соли, нитрата серебра, там происходит процесс сенсибилизации, и пластинка становится светочувствительной, образуются галогениды серебра. Вынимаю эту пластинку я при красном свете. Проявить ее, закрепить и промыть нужно сразу же после съемки, потому что если эмульсионный слой высохнет, он перестанет впитывать в себя влагу, и его нельзя будет ни проявить, ни закрепить.
Изначально эта выставка экспонировалась в «Русском географическом обществе» в Санкт-Петербурге, и все рамки делались конкретно под это помещение. Потом режиссер Евгений Кудельников пригласил меня выставить ее в «Кинофактуре» в Нижнем, и я согласился сразу, даже не видя помещения, ведь эта выставка имеет непосредственное отношение к фильму «Студия Нижний», который Женя снимал. В этом фильме главный герой – город Горький девяностых годов. Когда он начинал, был один сценарий, а потом узнал про меня и сделал главного героя фотографом-амбротипистом. Выставка стала некоей интродукцией к фильму: люди придут на выставку и узнают о премьере фильма.
В идеале все, кто приходит на выставку, должны будут телепортироваться в середину XIX века, немного обернуться назад, увидеть себя с какой-то новой стороны. Такие вещи, как амбротипия, замедляют течение времени, уменьшают давление. Мне все хочется не столько на техническую, сколько на психологическую сторону обратить внимание.
Пространство «Кинофактура», «Нижполиграф», до конца сентября, 0+

Новый театр

Руководитель «Маленького театра» Александр Сучков вместе со своим учеником, актером театра «Комедiя» Евгением Пыхтиным, создали первую в городе независимую театральную площадку в здании «Нижполиграфа».
Пространство Центра театрального мастерства было отремонтировано меньше чем за полгода с помощью добровольцев и благотворительных пожертвований: новому проекту подарили осветительные приборы, звуковой пульт, переводили деньги, помогали с ремонтом.
Центр станет в первую очередь постоянной площадкой для спектаклей «Маленького театра», который вновь заработал два года назад после двенадцатилетнего перерыва. Новый сезон «Маленький театр» откроет 17 и 23 сентября спектаклем «Машинистки», кроме того, в ЦТМ будут показывать и другие независимые театральные проекты: 18 сентября пройдет постановка «Zooпарка» «Москва – Петушки», 25 сентября – спектакль «Страшные сказки По», 30 сентября – моноспектакль «Мясо снегиря».
Кроме спектаклей, в центре будут проходить курсы актерского мастерства (для детей от 12 до 17 лет и для всех взрослых от 18 лет), мастер-классы, лекции и фестивали.
Открытие Центра театрального мастерства состоится 16 сентября в 19:00 по адресу: ул. Варварская, 32.

Новинки абонементов Нижегородской филармонии

1 октября, в Международный день музыки, в Кремлевском концертном зале состоится открытие нового концертного сезона. На сцене филармонии выступят Екатерина Мечетина и Академический симфонический оркестр под управлением Александра Скульского. В программе: сочинения Мусоргского – Стоковского «Картинки с выставки», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сен-Санса и сюита из оперы «Кавалер розы» Штрауса. Концерт будет посвящен предстоящему выступлению оркестра на сцене нового концертного зала Мариинского театра по приглашению маэстро Валерия Гергиева.

Абонемент № 1 «Пять из десяти» – один из самых популярных симфонических циклов филармонии, в этом сезоне три произведения программы «Итальянцы в России» с участием Джузеппе Альбанезе и Фабио Мастранжело прозвучат в Нижнем Новгороде впервые.

Абонемент № 3 «Знаменательные даты» посвящен творчеству композиторов Джоакино Россини, Ференца Листа, Сергея Танеева и Александра Скрябина.

Абонемент № 4 «Музыка в джинсах» – программы «Танго страсти», «Волшебная ночь в садах Буэнос-Айреса», а также музыка балета, кино, симфонические метаморфозы рок-оперы «Иисус-Христос – Суперзвезда».

Абонемент № 6 «Звезды Мариинского театра» – лучшие оперные и вокальные сочинения Доницетти, Россини, Пуччини, Вагнера, Верди, Моцарта, Бизе, Шумана, Чайковского и Рахманинова в исполнении солистов Мариинского театра.

Абонемент № 8 «Литературные встречи в Кремле» – концерты с участием Вениамина Смехова, Михаила Морозова, Валерия Баринова, Павла Любимцева, Марии Чувилиной. Откроет цикл Авангард Леонтьев с программой «Привилегии дамского пола»: рассказы Чехова «Дамы», «Бабы», «Красавицы», «Женское счастье».

Абонемент № 9 «Играет и рассказывает Михаил Казиник» посвящен ликам любви, женщинам и несерьезной серьезной музыке. Три концерта-беседы искусствоведа, музыковеда и профессора Драматического института Стокгольма.

Абонемент № 10 «Симфонические сказки» – артисты театра и кино Георгий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Анна Боголюбская, Анастасия Бусыгина прочтут сказки Киплинга, Андерсена, Клюева и Бажова в сопровождении симфонического оркестра.

Абонемент № 21 «Вечера джаза с Даниилом Крамером». «Магия Nirvana. Искусство Beatles. Волшебство Queen» – первая программа цикла, совместный проект Даниила Крамера и одного из лучших московских джазовых саксофонистов Антона Румянцева. Во втором концерте Blues Power примет участие молодая афроамериканская певица Дебора Пьер и трио Blues Doctors. Завершит абонемент «Viva, Kalman!» – вокальная программа с участием примы столичной сцены Натальи Мельник и контрабасиста Сергея Васильева.

Абонемент № 22 «Camerata Sinfonica» – программы «Viva viola: от барокко до рока», «Сюита в старинном стиле» и другие представит камерный ансамбль солистов академического симфонического оркестра.
Нижегородская филармония, Кремль, 2, 6+


«Попытка выйти на ступеньку выше»

Директор галереи FUTURO Эмилия Новрузова – о планах на осень и проверке на прочность

21 сентября у нас, в галерее, откроется первая публичная выставка частной коллекции живописи одного из крупнейших коллекционеров Нижнего Новгорода Феликса Верховодова. В какой-то мере это прецедент и серьезный шаг для крайне закрытого нижегородского бизнеса. Коллекция будет показана внушительная – там более пятидесяти работ музейного статуса, которые были собраны при поддержке экспертов. Куратор – художница и большой друг FUTURO Ася Феоктистова. В публичном формате выставка проработает только три дня. Плюс один вечер – под закрытый показ. В общем, рекомендую успеть увидеть.
Также в сентябре мы начинаем монтаж, наверное, самого крупного проекта за всю небольшую историю FUTURO, который будет называться «Налицо», куратор – уличный художник Артем Филатов. Это интересный и по-настоящему актуальный проект – попытка провести параллель между культурой глухой домовой резьбы XIX века и современным уличным искусством. Мы сформулировали три точки пересечения. Первая – материал: и те и другие художники работают с деревом, самым доступным и понятным с точки зрения обработки материалом. Вторая: и резчики, и уличные художники так или иначе самоучки. И третья: образы, знаки и символы, которые транслируют эти авторы. Если сто лет назад резчики работали с народным фольклором, лубочными образами, которые интегрировали в себя языческие, христианские, старообрядческие символы и верования, то современные уличные художники работают уже с городским фольклором и современной мифологией. Мы попытаемся выявить эти три параллели. Выставка включает в себя два блока. Исследовательский курирует Иван Хафизов – создатель виртуального музея русских наличников. Он собирает данные о наличниках и ездит по всей России. На выставке можно будет увидеть фотографии наличников, которые он сделал во время специальных экспедиций в Нижний Новгород и Нижегородскую область. В экспозиционную часть включены работы двух московских уличных художников Алексея Луки и Дмитрия Аске и инсталляции, в том числе очень масштабные, нижегородца Андрея Оленева. В частности, будут «материализованы» образы, которые многие видели в его уличных работах.
Могу сказать, что это по-настоящему наш первый кураторский проект. Ранее у нас не было выставок с настолько серьезным исследовательским ядром, и концепции создавались на уровне визуального, смыслового общего знаменателя, почти всегда из уже созданных объектов. Здесь же мы создаем всю выставку с нуля. Интенсивная работа началась еще в марте, к работе мы привлекли экспертов – Галину Филимонову и Татьяну Нечаеву. Все инсталляции, представленные на выставке, будут создаваться специально под нее. Это технически сложный проект, и, по сути, это станет нашей первой проверкой на прочность не как галереи, а как полноценного выставочного пространства. Попытка выйти на ступеньку выше – перерасти просто частную галерею, где можно купить или продать картину, и стать именно культурной институцией.
FUTURO, ул. Рождественская, 6, 6+

«Бриколаж режиссера Балабанова»

О лучшем российском режиссере последних лет Алексее Балабанове, ушедшем из жизни три года назад, пишут удивительно мало: до сих пор вышла только одна книга кинокритика Марии Кувшиновой, названная просто – «Балабанов». Нижегородское издательство «Деком» пополняет этот пока короткий список и выпускает книгу «Бриколаж режиссера Балабанова». Книгу написал американец Фредерик Х. Уайт, культуролог, профессор факультета гуманитарных и социальных наук Университета штата Юта. Ученого заинтересовало удивительное жанровое разнообразие фильмографии Балабанова: от гангстерских комедий и «чернушных» драм до мелодраматических картин. Объяснение этому феномену Уайт пытается найти в биографии режиссера.
Книга содержит интервью с коллегами и друзьями режиссера, воспоминания, аналитические тексты. Интересно, что в «Бриколаже…» впервые публикуются фотографии времен учебы Балабанова в Нижегородском лингвистическом университете и некоторые документы, в том числе его студенческий аттестат. Кроме того, автор включил в свою книгу несколько киноведческих текстов.
Подражая структуре бриколажа – арт-объекта из подручных средств, автор книги пробует воссоздать портрет режиссера из тех вещей, документов, мест и людей, которые его окружали.

«Важно присмотреться к архитектуре не только как к виду искусства»

Куратор единственного в России фестиваля текстов об искусстве Александр Курицын – о главных составляющих «Вазари-феста»

Для книжного фестиваля формат «Вазари» достаточно необычен – вся программа строится вокруг искусства и размышлений о нем. В этом году главной темой выбрана архитектура и производные: история стилей и направлений, урбанистика, городские инициативы. Нам важно посмотреть или скорее присмотреться к архитектуре не только как к виду искусства, но и очертить круг проблем, лежащий за границами искусствоведения, – попробовать понять отношения между человеком, обществом и городом. Но и ответ на вопрос, что такое архитектура как таковая, в чистом виде, мы тоже попробуем найти.
У фестиваля три равновеликие составляющие.
Первая – книжная ярмарка, на которую лучшие российские гуманитарные издательства привезут книги об искусстве и дизайне, истории и философии, научпоп и нон-фикшн. Все, что не доходит до местных книжных или доходит, но с опозданием и по более существенной цене, можно будет найти там. При этом будет не только «взрослая» литература – во двор Арсенала приедет автобус «Бампер» с книгами для детей всех возрастов и любого склада характера.
Вторая – интеллектуальная платформа с лекциями российских и немецких архитекторов, историков искусства из МГУ и Европейского института в Санкт-Петербурге, преподавателей ведущих российских архитектурных институций – школы МАРШ, Московского архитектурного института. Мы стремимся к тому, чтобы в этой части программы было интересно и полезно всем нашим зрителям: и людям, профессионально занимающимся архитектурой, и увлекающимся ею и ничего толком о ней не знающим. Для последних мы придумали серию коротких лекций (в длину школьного занятия) «Урок архитектуры» с основами основ архитектурного знания.
Отдельно стоит отметить вечерние события: в пятницу – концерт Елены Ревич и Евгения Асса для скрипки с архитектором (соответственно); в субботу – шоу-критиков, где журналист Юрий Сапрыкин, литературный критик Анна Наринская, лингвист Ирина Левонтина и архитектор Кирил Асс будут спорить о роли архитектурно-пространственного мышления в художественном творчестве; в воскресенье – концерт композиторов-минималистов: произведения всем известного Филипа Гласса, лауреата Пулитцеровской премии за сочинение «О переселении душ» Джона Адамса и Дав Эйсенга, написавшего «Облачный атлас».
И третья часть «Вазари» – детская программа: открытые занятия для детей от 6 до 12 лет, где они смогут познакомиться с основами архитектуры, узнать, как звучит город, и построить, например, Шуховскую башню своими руками.
Что нельзя пропустить, так это круглый стол, посвященный нижегородской архитектурной школе, – мы собрали непосредственных участников и пристальных наблюдателей, чтобы еще раз, с дистанции в двадцать лет, понять, что это был за феномен и во что он трансформировался.
Арсенал, 16–18 сентября, 0+
www.vasarifest.ru

Также почитать