"Детский YouTube: бессмысленный и беспощадный"

Журналист Дмитрий Борисов рассказывает о первых шагах ребенка в мире интернета и о том, как YouTube покоряет детские сердца

Когда я понял, что все плохо и что-то пошло не так? Наверное, когда услышал из уст своей двухгодовалой дочери фразу: «Подписывайтесь на мой канал». В то время в ее арсенале это была одна из немногих разумных фраз из четырех слов подряд. Самим планшетом, откуда это было благополучно подчерпнуто, ребенок научился пользоваться многим ранее: где-то между первыми самостоятельными шагами и осознанием того, что делать свои дела в обход горшка не очень гигиенично. Причем говорить в то время она толком не умела, зато очень артистично выдавала «о-о-о-ох», когда в любимой игре случайно нажимала на рекламный баннер со всеми вытекающими отсюда последствиями. По задумке планшет должен был исполнять функцию портативного телевизора, по которому показывают исключительно добрые и полезные мультики. Но у ребенка, как оказалось позже, были свои соображения на этот счет.

На заре открытия цифрового мира дочерью были освоены незамысловатые приложения с говорящими животными: кошке в туалете необходимо было помочь размотать рулон туалетной бумаги, собаке Бэну – смешать растворы из разных пробирок и, в зависимости от последовательности действий, посмеяться от случившегося взрыва или набежавшего урагана. Потом появились многочисленные игры, где кого-то надо было помыть, причесать, накрасить ногти, налепить омолаживающих огурцов на лицо или подобрать красивое платье. Причем это можно было делать в одной и той же последовательности бесконечное количество раз – маленькие дети плевать хотели на разнообразие.

Но все эти невинные детские шалости померкли, когда ребенок нащупал заветную красную кнопку с треугольником внутри и не отправился в прекрасное приключение по миру интернет-видео. Как устроен YouTube здорового человека, все более-менее себе представляют, YouTube же ребенка – поистине адская смесь из представлений взрослых о том, что должно нравиться маленьким детям. Начинается все с популярных мультсериалов, после просмотра которых сервис выдает похожие видео, вот там и зарыта собака – а именно: любительские и не очень пародии на различных персонажей, обзоры игрушек, семейное видео, анимированные сказки и так далее. Легкие наркотики этого сегмента – многочасовые видео, как тот или иной отпрыск под прицелом видеокамеры и водопадом псевдорадостных криков родителя методично вскрывает сотни киндер-сюрпризов и других похожих сладостей с игрушками внутри.

Когда малыш уже на крючке и необходимые каналы завоевывают главные позиции в избранном YouTube, а писклявые закадровые голоса взрослых врезаются в генетическую память всех родственников, а также некоторых особо любопытных соседей, можно переходить на более серьезные вещи с выстроенной драматургией. Например, где годовалая девочка сначала двадцать минут пытается залезть в бассейн, а потом столько же времени вылезти из него. Или где папа ведет сына в магазин за велосипедом и по дороге они веселятся в предвкушении покупки. Ну, или как дети готовят невероятный торт из сухих коржей и M&M's, а девочка в костюме свинки Пеппы, сшитой, видимо, бабушкой с ориентиром на Фунтика, носится вокруг них с безумным хрюканьем. Заглядываешь такой в экран, а там 5 миллионов просмотров, протираешь глаза – цифра с нулями на месте. Иногда эта цепочка в принципе безобидных хоум-роликов дает сбой, и вот уже два китайских мальчика пытаются реанимировать облитую кетчупом игрушку. В такие моменты недоумение ребенка передается даже невербально, и ты уже бежишь скорее вырубать этот треш.

Вторым дном детских роликов на YouTube является продакт-плейсмент – скрытая, а иногда и не особо, реклама тех или иных игрушек и сладостей. Поэтому, зайдя в детский магазин, мой ребенок, увидев стеллажи с десятками с виду одинаковых пупсов, мчится к одному с криками: «Ура, Бэби Борн». Взглянув на упаковку, ты понимаешь, что дочка не ошиблась – Baby Born и есть. Конечно, мы, взрослые, уже давно зомбированы похожими методами, но как легко корпорации забираются в мозг трехлетнему ребенку – удивительно.

Проплаченные ролики, безумные хоум-видео и мультсериалы – это еще полбеды. Если каналы на YouTube, сделанные непосредственно для детей, по сути, никому не вредят, то сам процесс ютьюб-серфинга может в какой-то момент завести ребенка, например, к летсплеям (записи процессов прохождения видеоигр) матерящихся подростков. Чтобы понять, какое влияние они могут иметь на вашего ребенка, достаточно привести в пример 25-летнего шведа Феликса Челльберга, который ведет на YouTube свой личный блог, грязно ругается и отмачивает шутки в стиле «Южного парка». Феликс зарабатывает 7 миллионов долларов в год, а недавние опросы показали, что среди детей раннего школьного возраста он популярнее любого голливудского актера. Такой персонаж, взятый за ролевую модель поведения, страшный сон любого родителя. Более близкая история – каналы одесской семьи Miss Katy и Mister Max. Родители снимают моменты из жизни детей – Кати и Максима, а после выкладывают их в интернет. Эти видео обеспечивают семье доход около ста тысяч долларов ежемесячно. А все благодаря армии маленьких фанатов, которые готовы смотреть незамысловатые ролики снова и снова. За один день, в это сложно поверить, один только канал Mister Max набирает под десять миллионов просмотров.

Очень долгое время думаешь, что YouTube для твоего чада всего лишь безобидная блажь и временное увлечение, но в какой-то момент ребенок, уже только продрав с утра глаза, начинает выпрашивать планшет. В эти моменты внутренний голос говорит с укором: «Это не норма». Но как к этому относиться на практике, совершенно непонятно. С одной стороны, хочется скорее отобрать айпад и отправить его на планшетную ферму к выдуманному дядюшке, как заботливые родители поступают с некоторыми неудачливыми домашними питомцами. С другой, вспоминая свое «сега-дендивское» детство и, главное, подаренные тебе планшетом часы относительного спокойствия, хочется как-то вникнуть и найти во всем этом позитивные моменты. Американский писатель и преподаватель Марк Пренски, который на рубеже веков поделил все человечество на две части: носителей цифрового языка (детей, рожденных после интернет-революции) и цифровых мигрантов (это наши родители и отчасти мы с вами), считает, что для современных детей виртуальный мир так же привычен, как и окружающий физический. У носителей иначе устроена обработка информации: они меньше запоминают сами факты, а больше – способы их найти и использовать. Поэтому мой ребенок, не умея читать, может с легкостью найти в YouTube любимую серию того или иного мультика.

Детские психологи еще не пришли к общему мнению по поводу детей и интернета. Поэтому родителям приходится самим на ощупь определять границу дозволенного: кто-то ограничивает просмотр видео определенным контентом (например, есть отдельно детский YouTube или, например, приложения с советскими мультиками), кто-то временными рамками – смотри что хочешь, но только час в день. Очень легко, запрещая ребенку использовать то или иное электронное устройство, почувствовать себя инквизитором Средних веков, отбирающим у еретика книгу об устройстве Солнечной системы. Особенно в свете прогнозов о новой технологической революции, после которой интернет будет везде и всюду, и мы начнем им дышать, как воздухом. Благо переданные нам родителями инстинкты пока еще сильны, поэтому, дитя мое, дай-ка сюда свой планшет и марш читать Чуковского.

Также почитать