"Курс третий"

Газета «Селедка» продолжает свой большой фотопроект: мы уже третий год фотографируем студентов театрального училища, учеников курса Льва Харламова и Александра Сучкова, и задаем им три вопроса, чтобы понять, как с годами меняются  их мировоззрение и отношение к профессии. Если на первом курсе они фотографировали себя сами, на втором это была общая фотография группы, то на третьем фотограф Валерий Шибанов запечатлел студентов во время полноценной  работы – репетиции пьесы Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан», премьера которой состоится ориентировочно в апреле следующего года.

Предыдущие части этого проекта можно найти в номерах № 10 (39) за 2014 год с Григорием Ревзиным и  № 8 (49) за 2015 год с окном на обложке

Лев Харламов и Александр Сучков, мастера
«При наборе этого курса мы не старались подбирать коллектив, искали индивидуальности, по тем или иным причинам интересные нам. Старшие коллеги указывали нам на это как на ошибку. В результате – пока коллектив не сложился, он по-прежнему в процессе.
Мы настойчиво просим студентов «открываться», быть распахнутыми к миру. Жить так нелегко, но, по нашему убеждению, это необходимое условие актерского существования.
Конечно, будучи открытыми, они вбирают в себя все. У них куча вопросов: от социальных до сексуальных.
Зимой ушли двое: Кристина Соболева и Рустам Абдряхимов. Причины как бы разные, но есть и общее: у обоих сильные лидерские качества, а курс не дал стать во главе. Оба пришли с позицией «я знаю, как должно быть», а это неверно. По состоянию здоровья ушла чудесная Даша Замараева. Ее очень не хватает, особенно в МакДонахе. В летнюю сессию мы отчислили Наталью Верболоз и Марию Кошелеву. Причина одна: желание смотреть на процесс со стороны без воли в нем участвовать, а для выхода на сценическую площадку нужна воля.
Говорить о профессионализме сейчас пока очень рано, они достаточно далеки от профессиональных актеров по умениям. Репетировать с ними трудно, но мы стараемся быть терпеливыми. Удивляет в них нестабильность роста, резкие перепады в динамике развития. Это из-за восприимчивости ко всему. Неудачно влюбилась – учеба в тартарары, удачно влюбилась – тем более; поругали – расстроился, ушел в себя, похвалили – зазнался, ушел в себя. У каждого скелеты в шкафу. Приходится с этими скелетами знакомиться».

Вопросы
1. Как вы относитесь к тому, что вас стало меньше в группе? Как вам удалось не вылететь?
2. Ощущаете ли вы в себе профессиональные метаморфозы и какие?
3. Какое ваше самое большое достижение за эти два года?

Александр Греда:
1. Без грусти и радости. Верующие и любящие мастера.
2. Стал внимательнее.
3. Достижение – курение. Научился рифмовать.

Игорь Савостин:
1. Все, что ни делается, к лучшему.
2. Не могу сказать, что дико приблизился к профессии, но, разумеется, тело и психика говорят о своих изменениях сами.
3. Все достижения – не мои заслуги. Целиком и полностью я обязан мастерам и тем, кто в меня вкладывал силы, не желая подмять или подстроить под сегодняшнюю картину событий в искусстве и театре в отдельности.

Даша Ткаченко:
1. Это суровая реальность, и в ней нужно уметь цепляться за жизнь. Тем, кто сумел прыгнуть выше головы, предстоит прыгнуть еще выше.
2. Есть ощущение, как будто ты раньше был абсолютно слеп, но постепенно тебе открывают глаза – и ты начинаешь видеть жизнь (и свое существование в ней) совсем по-другому.
3. Осознание: есть на самом деле то, чем я занимаюсь, и окончательное слияние будущей профессии (на данный момент – учебы) со своим существованием и смыслом жизни в целом.

Сергей Тарин:
1. Жалко ребят, которые сейчас не с нами. Как меня еще не отчислили? Да это чудо какое-то.
2. Чувствую изменения в пластике и психофизике.
3. Участие во всех спектаклях, которые мы на данный момент ставим.

Данила Егунов:
1. Скучаю по людям, которые ушли. Полная концентрация и вера в то, что все получится.
2. По-настоящему начинаешь понимать, зачем ты выходишь на сцену, как ты выходишь и что там делаешь – цель.
3. Научился работать и чувствовать партнеров, не всегда хорошо получается, но я буду стараться.

 

Саша Горбунов:
1. Думаю, что остались те, кто больше этого хотел.
2. Актерская среда меняет все сознание. Начал видеть и понимать мир совершенно по-другому.
3. Остался верен выбору профессии.

Лиза Лашманова:
1. Стало и стало – значит, так надо. Видимо, пока есть крупица надежды на меня.
2. Другое отношение к жизни, взгляд наблюдателя, который делает попытки залезть как в свое нутро, так и в нутро других людей. А в целом ощущение, что ты живешь полной жизнью, потому что находишься в постоянном поиске, когда заинтересован какой-то трудноразрешимой задачей, но сложность, огромнейшая, состоит в том, что здесь нужна постоянная тренировка.
3. Только по мелочам, большого нет.

Катя Девкина:
1. Это довольно печально, что нас стало меньше, так как мы не смогли осуществить идею: до конца сохранить курс с тем количеством людей, с каким появились на первом курсе.
2. Да, я ощущаю метаморфозы бесконечные профессиональные и самые безумные.
3. Самое большое достижение – это есть осознание.

 

Никита Чебатков:
1. Я слежу за ребятами в соцсетях, и мне кажется, что у них все отлично. Многие открыли для себя иной путь. Искренне рад за них. Почему не вылетел я? Возможно, повезло, не отрицаю, но я старался работать если не на 100 %, так хотя бы пробовать тянуться к этой цифре.
2. На первом курсе я похудел, сильно, затем начал искать легкость тела, потому что не чувствовал изменений. До сих пор не знаю, а нашел ли я эту легкость. Стал хорошо чувствовать ноги, каждую мышцу. С руками пока беда. Внутреннее мое, кажется, меняется со скоростью улитки. Я как-то медленно изменяю свое мировоззрение, очень медленно. Но что я сыскал на данный момент? Откройте выпуск газеты, где мы на первом курсе, сравните. Мне кажется, я там и я сегодня – это два совершенно разных человека.
3. Этюд на втором курсе, первого семестра. Нина Заречная, Треплев. Последняя сцена. А также суперсальто со стола.

Ваня Чигасов:
1. Нас предупреждали, что доучатся не все, так что я спокойно воспринимаю, что нас было 29, а стало 18. Но это мое отношение к количеству, а вот как я отношусь к уходу каждого человека – это другой вопрос; на каждого человечка свое отношение: одного очень грустно было потерять, на другого – обида за уход, третьего я рад видеть каждый день в училище, но на другом отделении, четвертого человека я не хочу и боюсь видеть на улице, к некоторым равнодушие (но и оно не полное или вызвано их ранним уходом). С каждым из них у меня была какая-то отдельная жизнь на двоих.
2. Я стал более чутким и открытым миру и себе. Стал внимательней к окружающей меня среде и к людям. Стал чуть-чуть тоньше чувствовать себя, мир и себя в мире. Тело стало послушней, мягче и восприимчивей. Я стал видеть много интересных вещей. Умнее стал.
3. Я смог полюбить своих сокурсников, мастеров и педагогов. 

Денис Глебов:
1. У меня нет тревоги по этому поводу. Есть путь, который мы должны преодолеть за определенный срок. Те, кто не может этого сделать или не хочет, оказываются за бортом (как бы грубо это ни звучало). Я не думал о том, что могу вылететь, да и вообще рефлексия по поводу «отчислят или нет», на мой взгляд, – тупиковая ветвь. Мастера делают все, чтобы ты занимался поиском и работал, и если ты пришел сюда за делом, то вряд ли тебя выкинут.
2. Внимание постепенно начинает работать на полную, и ты замечаешь не только то, как твоя страна готова накинуть железный занавес и начать полное вооружение, но и то, какого цвета носки у кондуктора маршрутки № 60.
3. Еще большее желание развиваться.

Юля Юрина:
1. Нас к этому готовили. Хотелось бы теперь этим составом срастись наконец в единый организм.
Моя любовь к этому месту и людям в нем заставила его простить мне ошибки и неверные шаги и сохранила меня здесь.
2. Мне с первого курса говорили о необходимости «расшатать психику». Лично мне. Для большей чувствительности и яркости эмоциональных проявлений. Это произошло. Управлять таким «инструментом» стало значительно сложнее. Зато теперь новые образы, идеи, желания, импульсы получили свободу и требуют моей душевной и мысленной переработки.
3. Участие в самостоятельной работе Насти Пантелеевой – в вырыпаевском «Сахаре». Мне достался отрывок о женщине, душе, свободе, заставивший меня летать как на репетициях, так и на показе. Ощущение, которое в жизни мало кто испытывает. Думаю, это достижение.

Полина Майорова:
1. Просто так ничего не случается. Либо еще не их время, либо это не их путь.
2. Тот, кем я была два года назад, и сейчас – разные люди, и это все одна сплошная профессиональная метаморфоза. Из важного – находить истинные побуждения своих и чужих слов и поступков; наблюдать за людьми, постоянно, неосознанно; видеть цвета места, чувствовать атмосферу и постоянные переключения – на улице, в общественном транспорте, в помещении, где угодно; самая циничная – переживая какую-либо эмоцию в жизни, в особенности очень сильную, такую как, например, смерть близкого человека, ты действительно честно переживаешь, но где-то в голове задним фоном всегда присутствует мысль: «Вот сейчас я не вру, это настоящие слезы, настоящие чувства, нужно запомнить, как я себя сейчас веду, что чувствую, как ведет себя мое тело и т.д.» – и от этого уже не избавиться.
3. Я почувствовала, что значит по-настоящему открыться на сцене, и то не на полную катушку, не так, как это должно быть. Один раз. И от этого ощущения я, конечно, не стала в будущем выходить на сцену и открываться и делать все круто. Но! Теперь то, к чему нужно стремиться, не эфемерное, а вполне четкое ощущение, имеющее объем. Теперь на практике, а не в теории я знаю, что нужно испытывать каждый раз. И в десятки раз сильнее.

Оксана Бугаец:
1. Мы очень сильно друг на друга влияем, хотя никто не хочет в этом признаваться. С уходом каждого следующего человека менялась атмосфера. И сейчас она самая хорошая за все время. Все в основном находятся в одном потоке. Когда курс был более разношерстным, непоняток было больше – кто прав, кто нет. Сейчас остались именно те люди, которые понимают, кто они и зачем им это. А если есть хоть один человек, который не в общем потоке, он будет понемногу туда всех затаскивать.
2. Нам говорили: гармонии вы достигнете к третьему курсу. Так и вышло. Все как-то выровнялось. В головах улеглось. Изменилось отношение к делу. Внутри появилось четкое чувствование того, как что нужно делать. Держать предлагаемые обстоятельства, существовать в персонаже, работать в ансамбле, наконец-то появились энергетические связи между нами на сцене. Конечно, все это в нас еще непрочно, ни о каком уровне и профессионализме речи пока идти не может, но мы движемся по направлению к этому. А самое важное, наверное, что изменилось отношение к искусству в целом. Мы всем курсом пытаемся понять, что вообще такое театр. Ведь то, что люди обычно представляют под словом «театр», театром как раз таки совершенно не является. Ни к самопоказыванию, ни к развлечениям отношения не имеет. И мы это, к счастью, осознали и продолжаем осознавать.
3. О каких-то вселенских достижениях еще невозможно говорить. Все это больше похоже на американские горки. Вот что пока еще не выработалось ни у кого – это стабильность. Хороший показ сегодня и позорный через несколько дней – так происходит у всех и всегда. Но это нормальный процесс. А самое большое личное достижение – удалось устранить довольно сильный и неприятный дефект речи, теперь жить стало легче.

Саша Палеха:
1. К этому привыкаешь. Я вовремя осознал, что игры закончились и началось творческое сотрудничество. Мы не студенты и педагоги, мы – сотворцы, и если тебе действительно хочется связать свою жизнь с театром и актерской профессией, ты двигаешься в правильном направлении.
2. Становишься более восприимчивым, ранимым. Сильнее и отчетливее себя ощущаешь, так как во время работы над образом необходимо понимать, чем ты отличаешься от персонажа: что персонаж сделал бы в определенной ситуации, а ты нет.
3. Правильная расстановка приоритетов. Не только в профессии, но и в жизни. Восприятие окружающего мира с точки зрения профессии. Через эту призму все неважные вещи отпадают сами собой, остается главное – профессиональный багаж.

Юлиана Богатова:
1. К счастью, я к этому не отношусь. Как не вылететь? Просто работать.
2. Внешние и внутренние.
3. Я перестала себя бояться.

Анастасия Пантелеева:
1. Хорошо. Я считаю, что это очищение.
2. Ощущаю. Невозможность ходить в театр, например.
3. О достижениях еще рано говорить.

Анна Помысухина:
1. Если кого-то отчисляют, значит, так нужно, значит, учеба здесь – это не его место, и путь, которым он идет, не его путь. Мастера это видят и заканчивают это непродуктивное нахождение здесь. Потому что себе всегда сложно признаться: «Я потерялся, я чувствую, что иду в противоположную сторону…» А тут тебе прямо дают шанс: «Стоп, дружок, ты заблудился, иди ищи настоящего себя».
2. Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Анна Помысухина обнаружила, что она у себя в постели превратилась в профессиональную актрису. Она понимала, что теперь чувствует мир иначе, нежели это было прежде. Каждая клеточка ее тела реагировала на вибрации Вселенной. Она разговаривала с ней. Это был диалог. «Что со мной случилось?» – подумала она. Это не было сном.
3. Рождение.

 

Также почитать