"Все развлечения Нижнего Новгорода в 1917 году"

Что нужно знать о городе

Где снимать жилье, как добираться до Канавина и обратно, сколько можно выиграть в лотерею-аллегри, чем опасен белый цвет и почему летом отменяют рукопожатия – в подробном и почти аполитичном гиде «Селедки» по Нижнему Новгороду сто лет назад
Что нужно знать о городе
В сентябре был налажен выпуск керенок. Своим видом, сообщали репортеры, они напоминали бутылочные ярлыки или рекламные бумажки из коробок с папиросами. Ни подписи, ни портрета нет. Эти деньги – не настоящие, считали крестьяне. Рабочих Сормова, получивших заработную плату новыми денежными знаками 20- и 40-рублевым достоинством, долго пришлось убеждать в их законности. В лавках и на базаре новые деньги берут плохо


Нижний Новгород в 1917 году – один из типичных туристических маршрутов. Умеренный по численности населения (за счет эвакуантов количество жителей выросло вдвое и составило около двухсот тысяч человек) и с относительно небольшой территорией, где концентрируются все «места силы»: Кремль, до которого можно было доехать на элеваторе от Нижнего базара – улицы Рождественской, Большая Покровская – главная дворянская улица с самыми красивыми зданиями и асфальтовой мостовой, улица Алексеевская до переулка Грузинского, Варварская, Тихоновская, Жуковская и до улицы Осыпной.

Но особенно Нижний был популярен не среди туристов, а среди вынужденных переселенцев: белорусские и литовские евреи, галицийские евреи, перебравшиеся в Нижегородскую губернию с австро-венгерской территории во время Первой мировой войны, китайцы и даже персы переезжали сюда и жили своими небольшими общинами, трудясь ремесленниками, мелкими торговцами и разнорабочими.

Порядка трех тысяч человек составляла нижегородская мусульманская община. Местные татары обитали на Солдатской слободе (в районе Сенной площади), где в 1915 году была открыта Соборная мечеть, а также в Канавине.

Почти половина нижегородцев по сословной принадлежности были крестьянами и рабочими, чуть больше тридцати процентов – мещанами, около девяти процентов – дворянами. Прочие жители – чиновники, купцы и представители духовенства. При этом работали из них всех немногим больше пятидесяти процентов, остальные были членами их семей.

Наиболее комфортно до Нижнего Новгорода можно добраться двумя способами: по реке или на поезде. В 1913 году открыта пассажирская линия Нижний Новгород – Астрахань, позволявшая стать пассажиром любому: как богатым купцам, так и рядовым крестьянам. Доехать до Нижнего можно было почти из всех крупных российских городов, имеющих выход к воде: Москвы, Рязани, Мурома, Уфы, Казани, Перми. От Астрахани к Нижнему Новгороду шел знаменитый корабль «Достоевский» – тот самый, который почти 70 лет спустя «сыграет» в «Жестоком романсе» под именем «Святая Ольга».

От Москвы можно домчать утром и вечером каждый день. Всего поездка по Московско-Казанской железной дороге до Нижнего Новгорода занимает около десяти часов, и каждый может себе выбрать место, исходя из возможностей: в закрытом вагоне первого и второго класса либо в местах попроще – в открытом вагоне с крышей или без нее третьего и четвертого.

Также почитать