"Все развлечения Нижнего Новгорода в 1917 году"

Как передвигаться в городе

Где снимать жилье, как добираться до Канавина и обратно, сколько можно выиграть в лотерею-аллегри, чем опасен белый цвет и почему летом отменяют рукопожатия – в подробном и почти аполитичном гиде «Селедки» по Нижнему Новгороду сто лет назад

Как передвигаться в городе
Кремлевский элеватор, использовавшийся для быстрейшего подъема в гору

Если неохота идти пешком, вы всегда можете обратиться к услугам таксистов того времени – городских извозчиков, которые готовы отвезти вас куда угодно. Но лучше воспользоваться современным транспортным средством, развитие которому дала Всероссийская художественно-промышленная выставка в 1896 году, – электрическим трамваем. Он ходит от вокзала через мост до Рождественской и от Большой Покровки к Крестовоздвиженскому монастырю. Для жителей семнадцатого года пуск трамвайного сообщения через мост – не роскошь, а прямая необходимость, ведь это единственный путь сообщения пригорода с коренным городом. Расстояние от центра до пригорода больше четырех километров, и обычно, чтобы добраться на Покровку, бедные жители нижней части закладывали минимум час: из центра Канавина нужно было добраться на Нижний базар и только потом на Большую Покровскую. 18 июня было открыто беспересадочное движение между кремлевским элеватором и вокзалом, и проблема была решена.

Прошла уже неделя со времени открытия в Лубянском саду драматического сезона. Однако, несмотря на более чем благоприятную для летних антреприз погоду, сборы в общем не так велики, как можно было ожидать. Есть и причина этому явлению, заключающаяся в отсутствии сплошного трамвайного сообщения. Это обстоятельство представляет весьма существенную препону для летнего дела, так как заставляет городскую публику воздержаться от посещения Лубянки до улучшения трамвайного пути.

По скорости движения этот транспорт, как говорят газеты, соответствует коню, но никак не электрическому трамваю, двигаясь менее восьми верст в час, в то время как нормальной скоростью считалось двенадцать–четырнадцать верст в час. Чтобы добраться от Кремля до Крестовоздвиженского монастыря, нужно заложить как минимум 21 минуту – и это не считая остановок. Дотошные нижегородские инженеры подсчитали и время, необходимое для пути от Софроновской площади (Маркина) до городского театра: 2,5 минуты на ожидание трамвая, пять минут – на проезд от площади до кремлевского элеватора, три минуты – ожидание элеватора, полторы минуты – подъем элеватора, три минуты – ожидание трамвая, шесть минут – чтобы доехать до театра. Итого та же 21 минута. Но учтите, что иногда элеватор может быть переполнен, и нередко приходится, дожидаясь очереди, пропустить лишний рейс.

В газете «Козьма Минин» вышла статья «Улучшение», сурово критикующая трамвайных сборщиков: «Плата за трамвай возросла до пяти копеек “за быстроту”, а в чем она заключается?» Оказывается, сборщики на остановках дают ход трамвая вперед, не ожидая, пока люди зайдут, и некоторые остаются «с носом». «Здесь происходят диалоги, в которых принимает участие публика, но сборщицы оказываются “сами с усами” и отражают атаку “око за око, зуб за зуб”. “Быстрота” пока происходит без ампутации пассажирских конечностей, но при дальнейшем “улучшении” ампутация неизбежна, а обвинить могут пострадавшего…»

На Похвалинском и Зеленском съездах образовалась густая каша снега и навоза, сильно затрудняющая движение товарных обозов. Лошади выбиваются из сил, останавливаются либо падают, «крупная площадная брань извозчиков по адресу измученных животных густо несется в воздухе, которую принуждены слышать пешеходы: женщины, подростки и дети… Ругатели остаются неуязвимы. На Лыковой дамбе направляют воза по стороне асфальтовой дорожки, пешеходы же принуждены сворачивать в “кашу”, не рискуя выступить с протестом…»

Также почитать