"Все развлечения Нижнего Новгорода в 1917 году"

Что волнует горожан в 1917 году, помимо, ясное дело, революции?

Где снимать жилье, как добираться до Канавина и обратно, сколько можно выиграть в лотерею-аллегри, чем опасен белый цвет и почему летом отменяют рукопожатия – в подробном и почти аполитичном гиде «Селедки» по Нижнему Новгороду сто лет назад

Что волнует горожан в 1917 году, помимо, ясное дело, революции?
Ул. Большая Покровская

Вот лишь несколько заметок, прочитав которые можно понять атмосферу Нижнего сто лет назад.

Охрана пустого ящика. Вчера в совещательной комнате Городской думы перед собранием гласными замечено было, что милиционер, охранявший маленькое помещение при комнате (темный проход из совещательной комнаты в думский зал), крепчайшим образом спал, поставивший предварительно в угол ружье. Его деликатно будили, но он повернулся и снова захрапел. Через некоторое время он пришел в себя и наконец, непринужденно растянувшись на подоконнике, стал глазеть на улицу, потом отправился за чаем. Гласные поинтересовались, что именно он охраняет. Милиционер ответил: «Пустое место». Гласные подошли к двери темного прохода, на двери не было никакой печати, она не была заперта, а только обе половины ее были повязаны около ручки тоненькой бечевкой. Милиционер развязал бечевку, в темном проходе лежала на полу незапечатанная деревянная урна для избирательных бюллетеней, а в нее были положены чистые бумажки с печатью городской управы, в которые заворачивались избирательные бюллетени. Из осмотра стало ясно, что президиум губернского исполнительного комитета, произведя подсчет избирательных бюллетеней, не побеспокоился известить комиссара 1-й части, что охрана уже не нужна.
 
Отмена рукопожатий. По примеру прежних лет на бирже, вследствие летней жары, вывешены плакаты об отмене рукопожатий.
 
Слух о приезде А. Ф. Керенского. Вчера с утра по городу циркулировал слух о приезде в Нижний военного министра А. Ф. Керенского, приезд его в связи 62-м пехотным полком и Сормовскими заводами, слух не подтвердился.

Варварское истребление рыбы. Нас просят огласить следующий факт, свидетелями которого были несколько лет. В последнее время по воскр. и субботам на реке Волге около Сопчинского затона в 11 и 12 верстах от Нижнего Новгорода у 28-й дамбы появляется на лодке группа лиц, по внешнему виду рабочие, которые производят совершенно новым варварским способом ловлю рыбы в реке Волге. Они бросают усовершенствованные на шнурах бомбы в Волгу, оглушенная взрывом бомбы рыба всплывает на поверхность реки, и тогда своеобразные «рыбаки» подбирают эту рыбу в большом количестве, до 40 пудов в день. Но варварство этого способа «ловли» рыбы заключается в том, что от взрыва бомбы не только оглушаются рыбы, они пускаются на дно реки, а через два-три дня, когда начинают разлагаться, всплывают на поверхность.
 
Мимоходом. Наше городское самоуправление в настоящее время не на шутку озабочено составлением сметы на 1917 год по городскому хозяйству. Вертят ее заправилы наши и так и эдак, но ничего путного не выходит. Недостает – не более не менее – как 886 тысяч рублей! Почти миллиончик! Чтобы сбалансировать как-нибудь приход-расход, наши отцы города, представляющие собой финансовую комиссию, предприняли героические меры: сократили каждую статью расхода на 12%, кроме, конечно, расхода по найму служащих. Своих модисток пожалели: пусть кормятся во славу Божью у пустующего сундука!
 
Мнение профессоров-геологов. 7 мая прибыли по приглашению городской управы профессора-геологи столичных высших учебных учреждений А. А. Чернов, А. П. Павлов и Ф. Ю. Левенсон-Лессинг. Они приехали для геологического обследования Похвалинской горы и Гребешка. Профессорская коллегия, по имеющемуся мнению, приходит к тому заключению, что сползание горы у Похвалинского съезда под влиянием родниковых вод будет не в сторону съезда, а по направлению прямо к Оке, то есть угрожает постройкам, которые находятся на горе. Для предупреждения катастрофы необходимо устройство тоннеля в горе.
  
Покушение на самоубийство. 17 мая служащий приемщиков от главного интендантского управления при заводе общества «Теплоход» (близ с. Бор) зауряд-военный чиновник Константин Васильевич Покровский с целью покончить жизнь самоубийством перерезал себе горло бритвой. В объяснение он оставил записку: «На почве своей мозговой болезни сделал грубую недопустимую ошибку в приемке. Сильно страдаю». В тяжелом состоянии господин Покровский из заводского приемного покоя был отправлен в губернско-земскую больницу, у него оказались перерезанными дыхательные пути, но все-таки врачи надеются вернуть его к жизни. По отзывам дирекции завода «Теплоход», господин Покровский, будучи человеком нервным и впечатлительным, отличался какой-то болезненной до мелочности пунктуальной аккуратностью к порученному делу и крайней щепетильностью к денежным расчетам, как служебным, так и личным. И, несмотря на незначительный оклад жалования 40 рублей в месяц, никогда не прибегал ни к авансам, ни к позаимствованиям. В чем заключалась служебная ошибка господина Покровского, на которую он сослался в своей записке, так и не выяснено.

Также почитать