"Окские велорыцари"
– Ну, пойду-ка я раскатаюсь, – бросает на ходу Антон и проносится мимо нас с фотографом так стремительно, что я невольно вздрагиваю. Он один из самых молодых (ему только исполнилось 18) и при этом титулованных нижегородских велоспортсменов. Ловлю себя на мысли: «Интересно, а родители не против?» Это я пока не в курсе, что папа Антона, горнолыжник и экстремал, сыном очень гордится.
Иван (опытный спортсмен, который сегодня вызвался показать нам, что собой представляет Окский байк-парк) по-доброму усмехается, глядя ему вслед:
– Сейчас Антон покажет мастер-класс. Он в этом деле эксперт, 12 июня занял первое место в юниорах.
На щите между двумя соснами – карта склона, где обозначены маршруты гонки «Окский эндуро». Эндуро – это современная дисциплина велоспорта, когда гонщики соревнуются в скоростном спуске по нескольким специально подготовленным трассам на пересеченной местности. Рядом со щитом – памп-трек. Несведущий человек в этом чередовании ям, кочек и уклонов не заметит ничего особенного, ведь неровная дорога – обычное в России явление. А на деле это специальная трасса, где велосипедисты соревнуются в том, кто сможет быстрее преодолеть все неровности, не крутя педали, только за счет «качания» (pump по-английски – «качать». – Прим. авт.) по кочкам, углублениям и контруклонам.
– Ребят, подождите немного! – мы спустились ниже, и Иван тормозит случайных прохожих, которые идут по асфальтированной дорожке и не подозревают, что сейчас со склона слетит Антон. Тот взмывает вверх на небольшом трамплине и, легко, почти неслышно приземлившись, катится дальше куда-то за кусты и деревья.
Спустя минуту Антон возвращается, толкая велосипед перед собой, приподняв шлем. И повторяет трюк заново.
– А почему он так тихо приземляется? – спрашиваю я.
– Потому что он опытный, – говорит стоящий рядом Дима, тоже постоянный участник Окского байк-парка. – Ну, и еще подвесочка хорошая да наклон…
Несколько часов назад прошел дождь: склоны кое-где еще не подсохли. Антон делает передышку, снимает шлем – челка прилипла ко лбу, – переворачивает велосипед вверх колесами, берет толстую палку и начинает молотить по резине – стряхивает налипшую грязь.
Глядя на отлетающие ошметки, Иван рассказывает, что хуже всего кататься, когда на горе очень сухо – земля превращается в подобие асфальта с пыльной крошкой, «сыпуху». И когда сыро – тоже плохо: суглинок становится похожим на шоколадное масло, сохранить равновесие в котором практически невозможно.
Спускаемся еще ниже к Оке. Ноги начинают покусывать комары. На асфальтовой дорожке желтой краской надпись «25 м» и стрелка куда-то вниз, круто под гору.
– Это тоже наша пометка, да, – говорит Иван. – Всего за пять лет мы сделали 12 эндуро-трасс, ведь кататься по одной и той же долго неинтересно.
Спрашиваю у Димы:
– А что, девчонок у вас совсем нет?
– Почему нет? Лучших завозят! Мы их очень любим и обнимаем так крепко, что иногда они потом самостоятельно домой уехать не могут, – хохмит он.
Оказывается, на последних соревнованиях, в которых участвовали 85 человек, большей частью из других городов, одна из гонщиц-петербурженок сломала ногу и на другой день только болела. Травмы на соревнованиях случаются, но никого это не пугает. Экстрим есть экстрим.
Из соображений безопасности главный неписаный закон таков: никто не катается один. Выезжают гонщики по 3–4 человека, с некоторым расстоянием друг от друга, чтобы, если что-то случится, не остаться лежать без помощи в лесу. О безопасности прохожих и зевак тоже заботятся: соревнования обслуживают около 40 волонтеров, главная задача которых – следить, чтобы пешеходы не зашли на трассу в тот момент, когда гонщик проносится мимо. А уж когда тренируются небольшими группами, выход один: громко кричать (услышите «Оп, оп!» – отойдите).
– Правда, иногда человек, услышав предупреждающий крик, пугается и застывает на месте или начинает метаться из стороны в сторону, – добавляет Антон. – Тут уж приходится или объезжать, или тормозить. Поэтому в будни кататься лучше – случайных людей меньше.
Пыхтим, поднимаясь с Иваном вверх по склону. Ну хорошо, пыхчу только я, а Иван спокойно шагает с велосипедом рядом.
– На соревнованиях или тренировочных заездах мы организуем подъемник – машину с оборудованными креплениями для велосипедов. С ее помощью можно успеть съехать до 20 раз за день, а если подниматься своим ходом – максимум десяток. Потом выбиваешься из сил, а усталость – это опасно. Часто серьезные травмы случаются, когда спортсмен устал и решил «съехать последний разок».
Наверху парни позируют фотографу в лучах солнца, высоко задрав переднее колесо. Съезжаясь навстречу друг другу, в какой-то момент они отчетливо напоминают конных рыцарей на турнирах, кто-то рядом даже шутит, что им не хватает мечей или копий. Я думаю: во все времена рождались люди, которым обязательно нужно было рисковать жизнью, чтобы чувствовать себя живыми. И это стремление идти по краю так же вечно, как высокий склон Оки, такой величественный и безлюдный, когда смотришь на него с другого берега.
Иван Тимофеев, – Я раньше катался в Щербинках на Малиновой гряде, но потом, когда там все затихло, пришел сюда – тут круче. Во всех смыслах: народ, который приезжает к нам из других городов, говорит, что на Окском очень сложные, насыщенные трассы. Если, например, в горах вы едете 20 минут, и большая часть из этого – просто пешеходная тропа и чуть накопанных элементов, то у нас все сделано вручную специально для байков, и расслабиться нельзя ни на секунду. |
|
Антон Азев, – В детстве отец отдал меня заниматься хоккеем, потом научил кататься на горных лыжах, а в 2013 году я решил впервые попробовать велосипед. Стоимость профессионального велосипеда – от 70 тысяч, еще 30 нужно на обмундирование. Это минимум, с которого можно начать. В первой своей гонке я пришел одним из последних, но мне понравилось. На следующий год был девятым и расстроился. Стал больше заниматься, обновил велосипед и свои третьи соревнования уже выиграл. Батя был доволен. |
|
Максим Дьяков, |