"43–52 Маршрут по Автозаводу"

Добраться до Автозавода можно со станции метро «Горьковская» до конечной «Парк культуры» – путь у вас займет около получаса. Для того чтобы прочувствовать этот район, необходимо гулять по нему пешком, настроившись на определенный ритм досуга советского человека: купите мороженое в ларьке, пройдитесь по парку, посидите на лавочке на бульваре, поиграйте в шахматы в клубе ветеранов. Автозавод – очень атмосферное место; в общем-то, особый дух – его главная достопримечательность.

Составитель: Андрей Амиров

43. Сразу у входа в метро – кинотеатр «Мир» 1937 года постройки, украшенный скульптурами рабочих. Архитектор Гринберг, выигравший конкурс, предложил создать крупнейший в стране досуговый комплекс, состоящий из трех зданий: театра на 1200 мест, клуба со спортивными залами и собственно киноконцертного зала. Из-за войны грандиозную задумку не удалось реализовать, позже по типовому проекту в 1961 году был построен ДК ГАЗа.
Ул. Смирнова, 14 а

44. Центральная площадь Автозавода появилась в результате сочетания сразу нескольких урбанистических, планировочных экспериментов. Это не классическое замкнутое, строго организованное пространство (которое обычно ассоциируется с площадями), а пучок линий, парабол, спиралей, углов и радиусов.
Пл. Киселева

45. Автозаводский универмаг был построен в конце 30-х годов и спроектирован архитектором Наппельбаумом. Здание, по форме напоминающее параболу, разводит в стороны два проспекта: Ленина и Октября. Внутри сохранилась остекленная парадная лестница.
Пр. Октября, 2 а

46. За кинотеатром начинается Автозаводский парк. В 1944–1945 годах силами заводчан были сооружены чугунная ограда, фонтан и деревянные ворота – уникальный памятник эпохи, практически триумфальная арка, выполненная в несколько наивном классическом стиле.
Ул. Прыгунова, 2

47. Пройдя через центральную аллею парка, выходим к одной из главных достопримечательностей района – квартал радиусного дома. Есть легенда, рассказывающая о том, что популярность таких домов в 30-е связана символическим изображением союза всех трудящихся, а широкий радиус здания символизирует линию, огибающую планету.
Пр. Молодежный, 32

48. Выходим на проспект  Ильича и через строчную застройку достигаем проспекта Октября. Строчным такой тип строительства называют из-за специфического расположения домов – торцами к проезжей части и через равные промежутки, как будто строчки нитей на ткани.
Пр. Октября

49. На пересечении проспектов Октября и Ильича справа увидим городскую баню и пожарную часть – характерные части социальной инфраструктуры застройки начала 30-х годов. Наряду с солнцем и воздухом гигиена и безопасность стали важнейшими атрибутами новых советских городов.
Пр. Октября, 2

50. Идем налево в сторону проспекта Кирова, после пересечения с которым с левой стороны увидим желтые бусыгинские дома. Они названы в честь автозаводского кузнеца-стахановца Александра Бусыгина. Квартиры в этих домах предназначались в том числе и для передовиков производства.
Пр. Бусыгина, 1, корп. 3


51. На пересечении улицы Комсомольской и проспекта Октября – серый бусыгинский дом-квартал 1936–1938 годов, огромный монумент с девятиэтажными триумфальными арками. К нему надо подойти с торца здания со стороны улицы Комсомольской и прошагать сквозь все его арки.
Пр. Октября, ул. Комсомольская, пер. Моторный, ул. Лоскутова

52. Финальный пункт – Автозаводский дворец бракосочетаний, или станция «Счастливая» детской железной дороги. Станция оправдывает свое название, излучает оптимизм и воплощает в себе детскую непосредственность. То ли сундук, обитый декоративной жестью, то ли шелковый пуфик, то ли торт на грани китча. Изначально это была конечная станция детской железной дороги, начинавшейся со стации «Родина» почти у Московского вокзала, а с 1970-х годов это место, где заключаются счастливые союзы.
Ул. Дьяконова, 1 в

Также почитать