"Мода на еду и выпивку"

Интеллектуал, географ, писатель и главный гастрономический гуру газеты Александр Левинтов специально для номера размышляет о моде

 

 

 

В начале 90-х известный французский социолог и социогерменевт Аллен Турен консультировал в Москве президента Ельцина и, помимо того, прочитал публичную лекцию в МГУ. Один из сюжетов лекции – социальное расслоение:

– В любом обществе устойчиво выделяются три социальные страты: социальные акторы, социальные агенты и социальные жертвы.

Я спросил ученого:

– Не могли бы вы дать примеры такого расслоения?

– Кутюрье – социальные акторы в моде, они ее формируют, основная часть публики – агенты моды, они следуют ей, а кто не может следить за модой – жертвы.

Да, мода бывает на все.

В том числе на еду и выпивку.

 

В середине XIX века в результате длительной кавказской военной кампании российское общество познакомилось с шашлыком, и это блюдо почти мгновенно стало очень популярно, потеснив в ресторанных меню с первого места даже блины и пельмени. Шашлык и сегодня – самое модное у нас блюдо, уже почти два века.

 

В Нью-Йорке в начале ХХ века какой-то журналист, делая репортаж о бейсбольном матче, нарисовал карикатуру на болельщиков, пожирающих горячие сосиски в горячих булках (дело было зимой), и подписал ее: «Они жрут горячих собак». Карикатура имела колоссальный успех, и началась эпоха хот-догов, длящаяся уже второй век.

 

В конце XIX века в России в моду вошли крепкие горькие настойки: русское интеллигентное общество почти полностью перешло с водки на настойки, настаивать стали даже коньяки – вспомните знаменитый шустовский коньяк на рябине. Моя бабушка Ольга Михайловна никогда не ставила на стол бутылку с водкой – она непременно переливала ее в графин темного богемского стекла и настаивала на лимонных корочках. Теперь настойки – экзотика и изыск для гурманов.

 

Николай II, мотаясь в штабном литерном поезде по прифронтовым рокадам, по утрам, вдали от семьи и дома, принимал рюмку коньяка, закусывая долькой лимона, а следом – кофе тонкого помола с сахарной пудрой. Мода на коньяк a la Nikola продержалась в Париже несколько десятилетий.

 

Мода распространяется и на способы еды и пития. Стоило Хрущеву взвинтить цену на водку до 28 рублей 70 копеек (с 1961 года – 2,87), как народ тут же перешел с розлива поллитровки на двоих на розлив и распитие ее, родимой, на троих: эта мода продержалась более 30 лет!

 

А помните, какие очереди были в первый советский «Макдоналдс» на Пушкинской площади? Длиннее, чем в Мавзолей! Люди в Москву нарочно приезжали, чтобы отметиться в этой забегаловке и отведать знаменитый своей неполезностью фастфуд. А что было, когда появились фанта, кока-кола и пепси-кола? Люди ж с ума сходили по этой отраве.

 

Сейчас стало модно питаться «правильно», «рационально», «здорово». Я этой моде не верю и не следую, потому что наши семейные традиции всегда были выше моды: «Что в рот полезло – то полезно». Жертвами моды на еду являются не только такие, как я, но и бомжи, обитатели тюрем (а их у нас в стране – миллион), «северяне» (у нас 70% территории страны – севера или приравненные к ним), те, кого правительство лукаво и стыдливо называет «бедными» (это каждый пятый житель страны), потому что они скорее нищие, чем бедные: в социологии к нищим относят тех, кто не в состоянии самостоятельно обеспечивать свое существование и вынужден получать пособия, льготы, благотворительную и государственную помощь и поддержку. Кстати, по этому критерию почти все наши олигархи, а заодно депутаты, чиновники и силовики – нищие, потому что получают эту самую господдержку и госпомощь, а также всяческие льготы и привилегии.

 

Всякая мода одновременно и вредна, и полезна. Вредна, потому что в погоне за ней мы теряем индивидуальность и неповторимость, полезна же тем, что позволяет нам меняться, делаться другими, а стало быть, не скучать от самих себя.

Как и всякая другая мода, гастрономическая и алкогольная интернациональна и пожаром охватывает сразу весь мир. Мода на пиво среди молодежи испугала французов – и они нашли противоядие этой напасти: очень молодое вино божоле, вернувшее французскую молодежь в лоно вина.

 

Во Франции и других цивилизованных странах гастрономическими кутюрье являются прежде всего знаменитые повара и виноделы, а также винные и ресторанные писатели и критики. А кто является гастрономическими кутюрье в нашей стране? Политики и чиновники. Это они диктуют моду: давайте вспомним рыбные дни по четвергам и лекции о вреде мяса в советское время; давайте вспомним Онищенко, вдруг сделавшего немодными грузинские вина и боржоми; давайте вспомним, как совсем недавно давили тракторами и бульдозерами европейские сыры, колбасы и копчености.

Не знаю, как вы, я против такой моды.

 

Также почитать