"Волшебный мир Skar’а 1"

Граффити и стрит-арт существуют в заведомо агрессивной среде с большими рисками. Из той стаи пацанов, что выбегают каждую весну с баллонами краски на улицу, большинство выбирает себе занятие поспокойнее уже к следующему сезону, а из тех, кто остается на сцене, только единицы оказываются способны на сознательный подход к собственной деятельности.
Когда двенадцатилетний Вова безжалостно убивал во имя своей граффити-крю Black Style Brothers стены VII микрорайона в Сормове, он вряд ли подозревал, куда приведет его такая форма культурного отдыха. Поменяв несколько имен и команд, он останавливается на тэгнейме2 Skar и связывается с OAFS (одной из самых активных на тот момент групп хулиганского граффити), с радостью и всей душой отдавая себя прекрасному занятию дестерилизации городского пространства. Для многих карьера граффитчика заканчивается именно в этот момент, когда комфортное подражание работам других бомберов, гнездящихся на раскидистых ветвях одиозного интернет-портала streetfiles.org, становится более важным, чем собственные поиски, а уже сложившаяся уличная репутация позволяет поддерживать этот комфорт бесконечно долго. У Skar'а все получилось по-другому во многом благодаря его скромно-безразличному отношению к симпатии зрителя, отказу от работы на публику, верности собственным идеям, которые уже тогда начинают заявлять о себе, и формам их выражения, которые в своем наивном исполнении настолько же прекрасны, насколько и требовательны к зрителю, заставляя его искать ответ на самый приятный из всех личных вопросов: а искусство ли это?
Никогда не отказываясь от того, чтобы прогуляться с друзьями по улицам, затэгав собственным именем каждый третий дом, Skar придумывает первых собственных персонажей, очень неуклюжих, с трудом справляющихся с собственной формой, но зато с характером, с длинными языками и вечно вытянутыми куда-то в космос руками. Он ворует кольца у Сатурна и приделывает их к Луне, расписывает нижегородские закоулки непонятно откуда прилетевшими кометами, с каждым рисунком все увереннее подчиняя своим замыслам городские стены. Для выставки Crosspoint Skar нарисовал на огромной панели человека с собакой и санитаров, которые «мешают ему гулять». Однако важен был не сюжет, а то, как именно это было сделано, его свобода самовыражения, невольно вступающая в конфликт со зрительскими стереотипами восприятия. Конфликт непреднамеренный, но и неотвратимый, серьезно поломавший голову даже многим уличным художникам в их попытках определения отношения к Skar'у. Мне самому было любопытно понять, серьезно он считает выбранный в искусстве путь единственно верным или же просто дурачит окружающих, выдавая пустоту за прекрасную наивность. Позднее за кажущейся легкостью я увидел у Skar'а действительно ответственное отношение ко всему, что он делает в искусстве.
Интересно, что вот эта вся наивно-трогательная трэш-эстетика, выделяющая его работы на фоне правильных граффити с отточенным олдскульным стилем, проникла и в музыкальный дуэт, который он создал со своим школьным товарищем (который, к слову, также стал уличным художником, известным как АО). Эта группа, так нагло и беззастенчиво названная «Гармонией», существует и сейчас в формате внезапного хэппенинга, ее невозможно слушать ни одному нормальному человеку, но зато тем пятидесяти фанатам, которые не могут ошибаться, их музыка кажется бесподобной, а тексты оказываются мгновенно расхватанными на цитаты.
Так получилось, что после окончания школы Skar уезжает из Нижнего учиться в Санкт-Петербург. За время коротких каникул, которые он всегда проводит в родном городе, становится уже невозможным постоянно дарить жителям новые и новые работы, эти прекрасные источники противоречий и сомнений. Меняется стиль его работ, они становятся более нежными, но ничуть не более удобными для зрителя. Он все больше обращается к природе, приглашая на городские стены рыб, бабочек и стрекоз, даже острые углы его тэга разглаживаются и уступают место почти хохломским завитушкам. Перед самым отъездом в Питер Вова делает потрясающей легкости рисунок «The Beatles на рыбалке» в проходе между Ильинской улицей и Плотничным переулком, соперничающий разве что со знаменитыми рисунками на стекле позднего Пикассо, простите за громкое слово. Увы, эта работа просуществовала всего пять дней и была безжалостно закрашена местными жителями.
Сейчас Skar много рисует на бумаге и ездит по заброшенным деревням, оставляя рисунки на старых деревянных домах, там, где их, скорее всего, никто не увидит. Некоторые работы и вовсе сделаны на дикой природе, переходя в разряд поступков, абсолютно отвлеченных от публики как фактора, влияющего на произведение, и обретающих новый смысл, созвучный идеям Генри Торо. Но вот что интересно: эта недоступность делает их еще более значимыми и ценными, к ним начинаешь относиться так, как ты относился бы к искусству, если бы у тебя был пожизненный запрет на посещение музеев и галерей.
Где посмотреть в Сети
http://www.flickr.com/photos/skarskarskar/

 

1 Название украдено из интернета. Один из блогов, посвященных граффити, с потрясающей случайной точностью именно так и озаглавил суть явления, о котором пойдет речь в этой статье.
2 Тэгнейм – англ. tagname, уличное имя художника, которое часто оставляется на стене в виде тэга.

Также почитать