"Горелки "

Иллюстрация: Маша Ларионова

«Селедка» продолжает рубрику «Игра», в которой знакомит читателей с популярными в прошлом настольными и дворовыми развлечениями. В этом номере – забытая сегодня игра горелки, в которую не прочь были поиграть славяне на Руси, царские вельможи, пионеры в эпоху СССР и даже Александр «Наше Все» Пушкин.

В «Барышне-крестьянке», например, Александр Сергеевич приводит следующий диалог:

 

– Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился. <...> Вздумал он с нами в горелки бегать.
– С вами в горелки бегать! Невозможно!
– Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!
– Воля твоя, Настя, ты врешь.
– Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

 

Очевидно, что история игры началась в глубокой древности – упоминание о горелках присутствует еще в «Повести временных лет», где их функция не столько развлекательная, сколько социальная – «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Незамужние девушки и холостые юноши в процессе игры отдавали друг другу предпочтение и, выбрав кого-то в пару, подспудно намекали на серьезные намерения.

Со временем горелками стали увлекаться и дети: играли на различных праздниках и гуляниях, чаще всего на Пасху или Масленицу. В разных местностях их и называли по-разному: «гори ясно», «огарыши», «разбегиши», «разлуки», «опрел», «гори-дуб», «гори-пень». Обычно для игры выбиралось большое открытое пространство, чтобы было удобно бегать, и не меньше девяти человек участников – несколько пар и один водящий, который и будет «гореть».

Поэт Гаврила Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пойдем и заведем хотя бы горелки».

Правила игры: участники встают парами друг за другом, перед ними, на расстоянии двух-трех шагов, становится водящий. Затем играющие нараспев произносят стишок:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят».

Как только стишок заканчивается, последняя в ряду пара бежит вдоль колонны к «горельщику» и пытается взяться за руки перед ним, прежде чем он поймает одного из них. Если им это удается, они встают перед первой парой, а «горельщик» снова водит, если нет – водящий встает в пару с пойманным, а тот, кто остался один, «горит».

Во время игры водящий не может оглядываться или смотреть по сторонам, но при этом, чтобы поймать бегущего, ему достаточно просто дотронуться до него рукой, «запятнать». Когда пара выбегает вперед «горельщика», она уже не может убежать обратно, к колонне. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегают все пары.

Вариантов игры существует много. В «двойных горелках» в ряд становятся не по два, а по четыре человека, при этом «горят» сразу двое. В горелки «на ходу» можно играть по дороге куда-либо: играющие идут парами, водящий впереди – различаются лишь детали.

В шведской версии горелок водящий стоит с двумя палками в руках, а задача играющих – как можно быстрее добежать до него, забрать палки, сделать круг с внешней стороны и вернуть их в руки «горельщику». В Швеции эту игру называют «Последняя пара, вперед».

Русский этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров отмечал особенности горелок: «…Игроки обрекают одного из среди себя, по жребию, гореть – в должность тяжкую… …игроки разбегаются в разные стороны. Горельщик преследует их <…> за свою неудачу он должен вновь гореть, хотя бы игра повторилась до 100 раз… “В игре не без обману”, – говорят старушки – и точно так! Сколько хитростей придумано для несчастного горельщика: его можно обмануть каждую минуту».

Также почитать