"«Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за судьбу человечества»*"

Велосипедисты, катающиеся по дорогам города, выглядят почти изгоями – им то и дело сигналят автомобилисты, прижимают к обочине автобусы и ругают пешеходы. В Нижнем Новгороде, с обилием крутых спусков и не менее крутых подъемов, езда на велосипеде кажется и вовсе сомнительным удовольствием, но при этом с каждым годом обладателей самого экологичного вида транспорта становится все больше. «Селедка» пообщалась с нижегородскими велолюбителями о том, где лучше кататься и как сделать жизнь велосипедистов в мегаполисе комфортнее.


Александра Осина, 26 лет, графический дизайнер
«Обычно я езжу по мелким делам на недалекие расстояния: до супермаркета, в гости, кино. Мои маршруты проложены по безлюдным дворам и паркам, чтобы уменьшить возможность кого-нибудь сбить. В верхней части кататься не очень удобно из-за холмистого ландшафта, многолюдности, узких тротуаров и автомобильных пробок. В нижней – дороги шире, пространства больше. С автомобилистами никаких проблем лично у меня нет. А пешеходы, кажется, на велосипедистов почти не реагируют из-за опасения, что те могут их задеть. Не знаю, с чем это связано, может быть, с незначительным размером транспорта. Больше всего мешают бордюры на пешеходных переходах и отсутствие велосипедных стоянок. Сейчас паркуюсь там, куда получится прицепить свой транспорт: то к столбу, то к забору, то к березе. Что касается велосипедных дорожек, я даже не представляю, как такие дорожки можно организовать, чтобы их не заняли пешеходы или автомобилисты».

 



Антон Помелов, 28 лет,
арт-директор
«На велосипеде я езжу на работу, по выходным люблю кататься по городским паркам, на борскую пойму, Дубравную, Щелоковский хутор. Езжу на дачу – это 20 км в сторону Богородска, и по осени в Доскино за грибами. Один раз даже ездил в Дзержинск, но проклял все.
Чтобы велосипедистам было комфортнее кататься, требуется в первую очередь изменить дорожное покрытие – местами его вообще нет, ямы, ухабы. Думаю, автомобилисты со мной согласятся. Кроме того, там, где движение затруднено по проезжей части, сделать плавные съезды в бордюрах на пешеходные дорожки, это и для инвалидов нужно, и дамам с колясками не помешает. Ну, и заменить всех некультурных автолюбителей культурными, а по громкоговорителям на остановках обязать передавать исключительно регги-музыку. На улице велосипед оставлять небезопасно: их воруют, и достаточно активно. Очень много таких примеров из жизни друзей. Чтобы отпилившего велотрос или перекусившего цепь злоумышленника можно было опознать по фото, необходимо на каждой велопарковке устанавливать видеокамеру достаточного разрешения. И это важнее, как ни странно, чем металлические сваренные конструкции».

 



Александр Кузнецов, 30 лет,
программист
«Мой постоянный маршрут: Автозавод – Сормовское шоссе. Если просто кататься на велосипеде, комфорта достаточно, а вот если ехать на работу, когда хочется добраться побыстрее, то возникают проблемы. Дело в том, что по автомобильной дороге двигаться достаточно опасно, неприятно объезжать припаркованные у обочины машины, всякие ямы на дорогах. А ехать по тротуарам не всегда хорошо, мешаешь пешеходам, пешеходы мешают тебе, съезды между поребриками часто отсутствуют. Пешеходы, если их не давить и не пугать, тебя не замечают. Автомобилисты относятся по-разному. На дороге, естественно, не считают полноценным участником движения, ну, а в других местах как-то не особо важно, как они к тебе относятся.
В Перми я видел интересное решение: с каждой стороны дороги буйками отделено по полметра для велосипедистов. Было бы здорово, если бы у нас сделали такое, хотя бы на больших шоссе и проспектах».



Ирина Хвостова, 25 лет,
преподаватель
«Вряд ли я когда-нибудь буду ездить на велосипеде на работу, для меня это транспорт не на каждый день. Но велосипедные прогулки в выходные – отличный способ приятно провести время и успеть везде побывать. Маршруты я выбираю с минимумом пересечений автомобильных дорог и с минимумом подъемов. Например, круг по двум набережным: от площади Горького через Малую Покровскую можно попасть на набережную Федоровского, выехать на Добролюбова и через Плотничный переулок – к стадиону «Динамо», затем прокатиться в другую сторону: через Покровку попасть на Верхневолжскую набережную, и оттуда через Алексеевскую и Звездинку вернуться обратно.
Если велоструктура в Нижнем Новгороде останется в таком виде, как сегодня, я вряд ли буду кататься в этом городе. Хотя мне бы хотелось, чтобы у нас появилась культура велопрогулок, как в европейских городах. Это сделало бы Нижний красивее и современнее. Нужны велодорожки и парковки: меня удивляет, что даже около моего университета нет велопарковок: кто как не студенты больше всего катается на великах?»



Степан Скворцов, 19 лет,
логист
«На велосипеде я езжу каждый день. Если не тороплюсь, всегда выбираю самый красивый маршрут. В институт – по Рождественской и через Кремль, на работу – по набережной Федоровского, по пути домой частенько заглядываю на Стрелку. Наш город не очень равнинный, но во всем есть свои плюсы. Например, можно один разок крутануть педали на площади Лядова и до самой площади Комсомольской больше этого не делать.
Чтобы улучшить велоинфраструктуру, нужно повсеместно ставить велопарковки и рисовать, а лучше строить, велодорожки. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы привлечь новых велосипедистов. Людей, которые ездят на велосипеде не первый сезон, подобная инфраструктура заставит себя почувствовать только более цивилизованными. Велодорожки, конечно, вещь полезная, но лично я больше нуждаюсь в хорошей набережной от Автозавода до Стрелки».



Дарья Виноградова, 23 года,
маркетолог
«Больше всего мне нравится кататься на Сортировке – мало машин, лес рядом. На велосипеде я обычно езжу глубоким вечером и по освещенным дорогам, потому что автомобилисты не всегда тебя могут увидеть.
Мне кажется, должно измениться сознание водителей авто, которые до сих пор плохо понимают права и обязанности велосипедистов на дороге. Во Франции я видела такую картину: обычная дорога, едут машины, тут же, по дороге, где, кстати, не было никакой велосипедной дорожки, едет дяденька в костюме, с портфельчиком и вообще не парится! Там это обычное дело, никого из участников дорожного движения это не смущает. А у нас увидят – начнут возмущаться, бибикать. Кроме того, важно, чтобы велосипедистам объяснили их права, вплоть до введения минимума по знанию дорожных знаков. И даже если введут велодорожки, устройство наших дорог не даст возможности их занимать – дороги слишком узкие, пробки. Начинать нужно не с инфраструктуры, а с велокультуры».



Обещания власти в СМИ
2009 год: трассы для горных велосипедов будут организованы в парке «Швейцария».
Июль 2011 года: первая велосипедная дорожка появится вокруг Мещерского озера, проект находится в стадии разработки.
Июль 2011 года: велосипедная дорожка вокруг озера в парке имени 777-летия Нижнего Новгорода появится в Автозаводском районе.
Август 2012 года: на Нижневолжской набережной появятся велосипедные дорожки.

Официальный ответ городской администрации
По информации департамента градостроительного развития и архитектуры в Нижнем Новгороде в настоящее время существует одна велосипедная дорожка на Нижневолжской набережной. При продолжении благоустройства данной территории протяженность дорожки будет увеличиваться.
Еще одна велодорожка будет открыта на улице Горького после завершения реконструкции объекта.
Организованных парковок для велосипедов в Нижнем Новгороде пока нет, поскольку количество средств передвижения не требует организации подобных объектов. Специальные территории с металлическими креплениями существуют около крупных торговых центров.


Сегодня в Нижнем Новгороде с переменным успехом взять велосипед напрокат можно где-то в тридцати фирмах, но недавно открылся прокат, в котором главное – не финансовая, а идеологическая составляющая. Расположенный во дворе улицы Звездинка Amsterdam bike club – место, где можно не только взять напрокат винтажный велосипед для чинной прогулки, но и принять участие в непосредственном создании велоинфраструктуры здесь и сейчас: рассказать о своих маршрутах и тем самым помочь амбициозному проекту по созданию нового велосипедного пространства в городе.

Основатели проекта

 


Леонид Якунин, 25 лет, путешественник
«Наша основная цель – привлечение внимания к городским велосипедам. Мы очень радеем за велоинфраструктуру города и придерживаемся мнения, что большой пласт работы может быть сделан без участия администрации и привлечения значительных средств. Например, мы сами как велосипедисты должны разобраться с маршрутами перемещения. Известно, что человек, который пересаживается на велосипед с автомобиля или общественного транспорта, начинает копировать те же самые пути перемещения, что у него были до того. Это неверно. Наш город построен таким образом, что в нем есть улицы с более слабым автомобильным движением, улицы, которые предназначены для машин, но они там почти не ездят – например, улица Большие Овраги. И поэтому работа складывается из двух составляющих. Во-первых, нужно понять точки притяжения людей – это университеты, рекреационные зоны, парки, бизнес-центры и спортивные комплексы, куда люди будут готовы ездить на велосипедах, если им это будет удобно. Определив такие точки, мы начнем работать с картой, для того чтобы каждой улице присвоить свой статус. Например, показать, что улица Ульянова является гораздо более приспособленной для велодвижения, чем улица Минина или Верхнепечерская. При появлении такой карты мы бы хотели, чтобы она была так же популяризирована, как и обычная туристическая. Сделать это можно на деньги тех компаний, которые имеют отношение к велоструктуре и будут на этой карте размещаться. С помощью такого проекта люди будут понимать, как наиболее безопасно добраться на велосипеде из точки А в точку Б.
Каждый день в городе появляются новые велопарковки, но от них не так много пользы, так как большинство людей либо о них не знает, либо они не выполнены по установленным правилам. Мы хотели бы совместно с департаментом транспорта и ГИБДД предложить утвердить те правила парковок, которые уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и основаны на европейских рекомендациях. Это не только сделает комфортней жизнь велосипедистов, но и облегчит процесс согласования парковок, который сейчас занимает больше трех месяцев».



Майя Алексеева, 21 год, менеджер
«Наш Amsterdam bike club – это гуманистический проект во имя развития велосипедной культуры в Нижнем Новгороде. Мы открылись в начале мая, и к нам уже приходит много людей: в выходные, например, все велосипеды разбирают. В планах у нас привезти прикольные велики разных голландских фирм, они красивые и удобные. Самому качественный городской велосипед купить сложно, поэтому этим занимаемся мы: у нас есть свои поставщики в Германии, и в принципе до 20 тысяч рублей можно позволить себе хороший городской велосипед.
Сейчас мы готовим подробный проект по улучшению велоинфраструктуры в городе и планируем обратиться с ним в муниципалитет, ведь власти по большей части игнорируют тех, кто только говорит, а не делает. Мы верим, что если обратиться к ним с продуманным проектом, то он найдет отклик – примером могут быть городские проекты Варламова и Каца.
На сегодняшний день в городе толковой инфраструктуры для велосипедистов нет. Где-то появляются велопарковки, где-то можно комфортно кататься – на набережной Федоровского, например. Минусов же больше: непроработанные правила, проблемы с дорогами, которые все в ямах, проблемы взаимоотношения велосипедистов и автолюбителей, которые плохо реагируют на человека с велосипедом».


Велокультура в других городах


Москва и Санкт-Петербург
В 2012 году в России впервые прошла ретровелопрогулка Tweed Ride, которая является аналогом лондонского Tweed Run. Событие состоялось в Москве и Санкт-Петербурге и собрало несколько сотен любителей велосипедов и твидовых пиджаков. На Tweed Ride действует строгий дресс-код: загородный (спортивный) британский стиль 1920–1930-х годов, велосипеды – желательно классические городские модели или custom-байки, приветствуются прикрепленные корзины и фонари. На скорость здесь не соревнуются, важнее показать элегантность велокультуры и ее светскую сторону. Помимо положительных эмоций, веломодники получают еще и серьезные подарки: победитель в номинации «Лучший мужской образ» в 2013 году выиграл поездку в Шотландию.
«Москва велосипедная» – проект телеканала «Дождь», главной задачей которого является продвижение и развитие велокультуры в столице. На сегодняшний день в городе существует более 100 велосипедных парковок, создано сообщество велосипедистов на krutipedali.org, где можно найти любую полезную информацию о велосипедном движении: маршруты, наглядные ролики по правилам безопасной езды и анонс велособытий.
Популяризаторы велосипеда как комфортного и экологичного городского транспорта – организаторы проекта Let’s bike it! на своем сайте также размещают подробную велокарту Москвы. Для привлечения внимания к любимому транспорту авторы идеи три года назад даже отправились в велопутешествие из Санкт-Петербурга в Лиссабон.
На сайте i-bike-spb.ru можно увидеть фотографии жителей культурной столицы, которые перемещаются по городу на велосипеде даже зимой. В программном заявлении простая и лаконичная мысль: «В Санкт-Петербурге нужна удобная и безопасная велосипедная инфраструктура, потому что велосипед в городе – это транспорт».

Пермь
Новаторство пермяков – резиновые столбики, отделяющие велодорожки от проезжей части, такие ограждения полностью восстанавливают свою первоначальную форму даже при наезде на него колесом. В пресс-службе горадминистрации утверждают, что после их установки количество автомобилей, припаркованных с нарушением правил, сократилось на 60 %. В планах городских властей оборудовать на улицах специальные боксы для хранения велосипедов. Этим летом в Перми откроют 26 велопарковок, где можно также взять транспорт напрокат. Все точки велопроката будут выполнены по одному эскизу: белые вагончики с нарисованными на них кубиками. Отличительная особенность – заявленная возможность взять велосипед напрокат по одному адресу и сдать его в любом другом пункте проката.

Оренбург
1 июня из Оренбурга выехал единственный участник экологического велопробега. Его цель – проехать более десяти тысяч километров за 90 дней. Финальная точка – Владивосток. Цель 26-летнего Александра Пономарева – привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды. Девиз велопробега: «От экологической проблемы – до ее решения в жизни».

Воронеж
В городе на ближайшие два года запланировано строительство специальных трасс для развития олимпийских видов велосипедного спорта, таких как маунтинбайк и кросс-кантри, включающих в себя профессиональную велотрассу протяженностью десять километров. К разработке маршрутов привлекаются представители общественных движений.

Рязань
В Рязани в 2012 году началось строительство сети велодорожек, берущей свое начало от Центрального спортивного комплекса и заканчивающейся у Приокского лесопарка. Отличительной особенностью данного проекта является его полная общественная реализация: от концепции проекта до непосредственного строительства.

Волгоград
Если не оглядываться на Москву и Петербург, то на сегодняшний день Волгоград является лидером по количеству велосипедных парковок: их в городе насчитывается 48. Новые парковки в городе появляются в том числе и как результат деятельности общественных активистов: например, осенью 2012 года велосипедистка Любовь Савицкая выиграла грант на форуме «Селигер» на строительство велосипедных парковок и начала воплощать проект в жизнь. На следующем месте по количеству велопарковок идет Воронеж – там установлено 40 объектов, на третьем – Саратов с 36 площадками для парковок велосипедов. Для сравнения: в Нижнем Новгороде насчитывается всего 16 таких мест, хотя та же Вологда меньше Нижнего в 3,5 раза.

Также почитать