«Мордовия» Мама, не раздевай меня прилюдно – Жить так красиво, жаль, только неуютно. Проект Игоря Антоновского, автора паблика «Спальные районы страны Оз», и певицы Валентины Гизатулиной, «Алтай VHS» определяет себя как «музыкальная группа о России». Россия в их песнях – сквозящая метафизика повседневности окраин, бытовое бытие. «Русская история ужасов», вторая из доступных в интернете песен проекта, вдохновлена прозаическими реалиями – «Пятерочкой» и «Битвой экстрасенсов». Если когда-нибудь будет снят хороший фильм по мотивам творчества писателя Мамлеева, то лучшего саундтрека, чем «Алтай VHS», разбавленный «Воровайками» и Кадышевой, не найти. Поскольку проект только появился, есть шанс посмотреть, получится ли у них войти в русскую сумеречную зону и не потеряться. Макс Корж. «Мотылек» Ничего, потерпи месяцок, Я это сам не по рассказам знаю, Что скоро твой любимый мотылек В твоих глазах станет обычной тварью. Макс Корж, стремительно взлетевший белорусский исполнитель, сочетает в своем творчестве наиболее востребованные у подростковой аудитории жанры: хип-хоп, бростеп, душевные гитарные переборы. Он доступным языком выдает простые расклады из серии «все бабы – су*и, кроме мамы (само собой)». Композиция «Мотылек» – мощная дворовая баллада, стопроцентный «ВКонтакте»-поп, поражающий попаданием в максимально широкую аудиторию. Несложно представить ее звучащей на волнах радио «Шансон», в подворотне под гитарку, в прокачанном автомобиле, на рингтоне 30-летней дамы и на танцполе гей-клуба. Пацанская искренность востребована во все времена. «Лемондэй». «Практически все», «Радио Ретро» Возле нашего дома цветет земляника, По ночам я просыпаюсь от собственного крика. Посмотри на меня – у меня есть практически все, У меня есть практически все, но не хватает тебя.
«Радио Ретро» – что может быть хуже? Я на пятом курсе, у меня нет мужа. «Радио Ретро» сбивает меня с курса. Я на пятом курсе. В 2013 году «Лемондэй» после затянувшегося молчания выпустили прекрасный альбом «Фаворит». Можно какой угодно ярлык попытаться навесить на их творчество: анти-фолк, анти-«Груша», минимал-вэйв – не имеет значения, этот альбом – глыба, к нему все равно ничего не прилипнет. Несмотря на наличие старых песен (радикально переосмысленных), ничто не напоминает то время, когда их самопалы на ютьюбе воспринимались как шутка. «Фаворит» – это серьезные, проникновенные песни о женском и вечном. Воспринимать их несерьезно – то же самое, что воспринимать несерьезно холокост и голодомор – просто недопустимо. Ия. «Видела» Видела я, как ты смутился, Как ты свернул окно, Видела я, а ты все злился, Сложно с тобой давно. Ия живет в Киеве, вдохновляется актуальной электронной сценой, перепевает Джеймса Блейка и заморачивается над «фирменным» звуком. Именно благодаря невесомости звучания этой песни, несвойственной нашим широтам, возникает ощущение, что она поет на чужом языке, и неважно вообще, о чем идет речь и что хотел сказать автор. Песня хороша своей легкостью и непосредственностью. Ей предсказывают грядущую популярность, надеюсь, что в угоду массовому слушателю она не изменит себе. «Серебристая четверка». «Хочу замочить живой организм» Я хочу замочить живой организм. Проект молодых молитовских музыкантов и Люси Скочигоровой из Wargausen Sisters. К сожалению или к счастью, эту песню можно пока услышать только на концертах. В основном репертуар «С4» состоит из песен на стихи русских поэтов, но в случае с босанова ХЗЖО автором текста является человек, не определяющий сам себя как поэта. Паша Штанга – культуртрегер, диджей, радикальный мыслитель, криптоконспиролог, человек с безупречной сомнительной репутацией. Те из нас, кто подписан на СМС-рассылку клуба SKLAD, наверняка отмечали потенциал Штанги как перспективного текстовика. В четырех словах он сумел выразить свое отношение к мировому раскладу. Скорее всего, речь идет о конкретном живом организме, о реально существующем рептилоиде Дхгарте из системы Тау Кита. Легкость исполнения делает этот манифест межвидовой борьбы доступным широким массам.
|
Промоутерское содружество «Стереоборода» уже год отбивает чечетку, рубит рок и крутит брейк-данс на концертных площадках Нижнего Новгорода. Иван, Алексий и Влад, трое молодых мужчин в самом расцвете сил, используют свои достоинства, любовно возделывая культурную пашню Нижнего Новгорода. Давайте переведем дух после этого предложения. Культурная пашня Нижнего Новгорода до этого оставляла желать не просто лучшего, а хоть чего-нибудь, поэтому и заслуги «Стереобороды» не просто очевидны, а неприлично ценны. Если вы лучше ориентируетесь, выхватывая из текста знакомые имена, вот список артистов, которых в отчетном 2013 году можно было услышать и увидеть в Нижнем исключительно благодаря ребятам: On-the-Go, Motorama, Jack Wood, Scofferlane, Sonic Death, «Барто» и другие. По досадному недоразумению сюда пока не попали Земфира и Oasis, но это дело времени и денег. «Стереобородень» под порядковым номером 14/12 подводил итоговую черту под две тысячи тринадцатым. Промогруппа решила отказаться от привозов и посвятила его всем локалам, движущимся с ними в одном ритме, – ярким нижегородским группам, диджеям, молодым дизайнерам, актуальной парикмахерской и кафе. Вотчиной «Стереобороды» в очередной раз был выбран клуб «Склад» – тоже вполне созвучное событию место, расположившееся в помещениях бывшего винзавода на Почаинской улице. «Склад» как лабиринт: тут и залы самого разного назначения, и огромные окна с видом на заснеженный Кремль, и разрисованные стрит-артом стены, на которые можно смотреть весь вечер, утонув, как в ванной, в кожаном кресле. Людно было уже с трех часов дня. Кто-то выстригал красивые усы, кто-то обедал, кто-то выбирал себе свитшот, чтобы быть достойным красивых усов и обеда. На столах можно было найти удивительные книги – мне попалось пособие «Дети и ВГИК», инструкция, как снимать детей в кинофильмах. С музыкой было все в порядке – как и планировалось. Второй этаж оккупировали диджеи, на первом царствовал сэр лайв – эти две оранжереи со своим личным микроклиматом работали, не пересекаясь, весь вечер. Сборные концерты часто сваливаются в непотребство – в одном лайнапе друг за другом выстраиваются совершенно не сочетаемые музыканты. По любимым школьным традициям публика на таких концертах часто состоит из пришедших на конкретную группу – и этот сегмент слушателей испаряется раньше, чем отыгравшие музыканты унесут со сцены синтезаторы. Зал пустеет, как осенний лес, пока на сцене не остается последняя группа – и стайка самых стойких поклонников и случайных алкоголиков. Стереобородисты избежали этой концертной болезни, и это очень качественный признак. Зал был полон, и бородатое море волновалось и раз, и два, и три, и на четвертой, и на пятой группе. ★ ★ ★ Чтобы избежать любых обвинений в пристрастности, далее просто процитируем очевидцев происходившего. Александр, 30 лет: «Ох, б..». Алеша, 26 лет: «Hyggelig я слышал вживую в первый раз, и они мне понравились больше, чем в записи. Уютное звучание для начала длинного дня. По-домашнему и очень новогодне. А люди потом спрашивали: это че, из Нижнего тоже группа? Они, кстати, на Flowers Blossom In The Space подписались недавно». Николай, 28 лет: «С4, она же ВАЗ 2104, она же «Серебристая Четверка» – по-моему, самый неожиданный ребенок города. Люди с высшими образованиями и безупречными манерами играют панк так, будто родились в гримерке клуба «Тоннель». Просто, мощно, опасно – и при этом совершенно не пошло. Что лично для меня очень важно. Вокалистка Люся могла бы быть моей супругой, если бы в 1997-м я не ушел служить в армию, а решился подойти к ней в автобусе. Она красивая женщина, которая все уже знает». Виктор, 18 лет: «Группа Andie очень крутая – теперь мне кажется, я зря ходил в школу, а не на репетиции». Жанна, 23 года: «Скажите, это так влияет работа софитов или на сцене самые красивые и харизматичные люди города?» Лиля, 29 лет: «"иллинойз" – на этой группе, рассказываю по порядку, я наконец отклеилась от барной стойки, настроение было бодрое, подхожу к сцене, и вдруг понимаю, что мне конец». Ивонна, скорняк (скрыла возраст, но уточнила профессию): «Andie – одно из самых ярких выступлений сегодняшнего концерта. Абсолютно самобытная команда, которая при этом находится в откровенно понятном тренде. Не понимаю, как они все это сочетают – качовость, стильность, культуру поведения на сцене, при этом драйв, безумие и секс. А еще вопиющий, особенный мелодизм. Узнаваемый. Короче, есть у чуваков и эстетика, и вкус, и умение играть на инструментах. Редкое сочетание». Павел, 35 лет: «Я не поэт, поэтому скажу просто – очень плохие туалеты». Лена, 27 лет: «Иногда мне кажется, что в нашем городе жизнь как пробка. Когда у нас, короче, появляется свободное время, время на себя, мы, короче, стоим в пробках все. Ну, вроде как все хотим отдохнуть – но тупо не знаем как, и стоим, и задерживаем друг друга. Короче, мне кажется, «Стереоборода» – это такие регулировщики движения в Нижнем, ну, они нас направляют, а мы – кто сбросил с себя узы снобства и гордячества – получаем отличные события в своей ленте». Ира, возраст скрыла, подруга Лены: «Полностью согласна». Олеся, 20 лет: «Я только теперь поняла, что «Стереоборода» – это такие музыкальные Дед Морозы». Юрген, на вид 28 лет: «Мне все очень понравилось, раньше такого точно не было. Не понял только, почему митболы – митболы, а не фрикадельки, не понял, почему свитшоты – свитшоты, а не свитера. Девушка, которая пела блюз, мой телефон в редакции, вы привлекательны, я чертовски привлекателен, чего зря время терять». ★ ★ ★ Есть ощущение, что по итогам «Стереобородня» у нас появятся новые семейные ячейки общества, завяжутся узелками новые знакомства, случатся неожиданные музыкальные объединения. Наверное, это еще одно доказательство того, что гораздо плодотворнее дружить друг с другом, чем дружить против кого-то, что лучше открытый код, чем широко закрытые глаза, что полезнее делать и рисковать, чем не делать и радоваться, что ни в чем не ошибся. Кажется, лед тает.
|