"Строили, строили"

Уникальный фиксирующий развитие региональной архитектурной школы проект, рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, состоялся уже в десятый раз. Победителя два: здания с абсолютно весенними названиями «Скворушка» и «Март» по традиции были воплощены в креме и бисквите и съедены экспертным сообществом. Незадолго до объявления результатов по просьбе «Селедки» архитектор Александр Гребенников прокомментировал шорт-лист десятого архитектурного рейтинга.

 

 

 «Арбуз»

Административное здание,
ул. Куйбышева, бюро «5и5»
Удачный и сразу считывающийся зрителем пример трактовки современной композиции. Здание как бы «вырезано» из простого белого куба с регулярно расположенными проемами, причем обнажается другая, красная «начинка», а оболочка («кожура») остается. Это стало возможно благодаря довольно простой (офисной) функции здания, которая, к примеру, не требует размещения балконов или лоджий. С точки зрения градостроительства, объект достаточно грамотно помещен в среду и не вызвал, по-видимому, у респондентов раздражения и желания его снести.

 

 

 «Белый дом»

Частный дом, Новинки,
арх. С. Горшунов
Попадание этого объекта в рейтинг прежде всего обусловлено крайней редкостью «белой» модернистской архитектуры применительно к индивидуальному жилью. Здесь надо отдать должное самим заказчикам – они в полной мере доверились авторам. Для нашего города, да и страны в целом, очень ценно такое отношение к деятельности архитектора, когда удобство, продуманный функционал, просчитанные виды из окон и многое другое, связанное в первую очередь со сценарием жизни в доме, перевешивает просто «красивость» фасадов. Пока таких зданий у нас мало.

 

 

 «Варвара Ульянова»

Общественно-жилой комплекс, в границах
пл. Минина, улиц Варварской, Ульянова,
бюро «Архитектоника»
Налицо очень тонкая работа с контекстом, местом, историческим окружением. Создается «человечная» среда, дворы, уютные пространства. Видно, что проектом долго и вдумчиво занимались, преследуя именно эти цели. Нужно отметить и своеобразный авторский стиль, идущий от постмодернистского переосмысления классического наследия 1980-х. Это выгодно отличает здание от простого декорирования фасадов «под старину» и придает ему действительную архитектурную ценность.

 

 

«Гоголь Нижегородский»

Многоквартирный жилой дом с подземной парковкой, квартал улиц Гоголя – Нижегородской, бюро «5и5»
Здесь ясно считывается авторская работа с образами нашего исторического наследия в духе «нижегородской школы»: архитекторы не столько копируют приемы архитекторов позапрошлого века, сколько создают объем новыми декоративными и объемными средствами. В целом тут применен традиционный прием артикуляции: членение плоскостей фасадов, у них выделены верх, середина и низ. Но в то же время используются скругленные углы, асимметрично расположенные выступающие элементы, да и сам дом довольно сложен в своем планировочном решении.

 

 

«Изумрудное»

Гостиничный комплекс на базе отдыха,
архитектурное решение: С. В. Горшунов,
конструктивное решение: «Дизайн-центр»
Объект подкупил зрителей не только своей простотой и ясностью – планировкой гостиничных номеров, развернутых под углом и обеспечивающих гостям виды на воду, но и тщательной проработкой сочетания материалов, использованных в отделке фасадов и остеклении. Это прежде всего дерево, сплошное стекло в ограждениях без дополнительных элементов, фасадные панели. Здесь авторы мастерски обошлись и с сочетанием материалов по цвету: например, нечасто нижегородским архитекторам удается применять оконные переплеты, отличные от белого.

 

 

«Игровой»

Реконструкция игрового корпуса на базе отдыха,
архитекторы: С. Горшунов, С. Сычев
Архитектурное решение этого объекта заключалось в простоте формообразования и самой идее обработки фасада деревянной рейкой. Основу фасада составляют достаточно технологичные сэндвич-панели, а облицовка осуществляется поверх панелей. Здесь авторы проявили изобретательность не просто в формальном поиске объемов и их соединений, а еще и в довольно тонком конструктивном решении. Таким образом, здание приобрело определенную «теплоту», в то же время оставаясь технологичным.

 

 

«Мартовский»

Торговый центр, ул. Гайдара,
бюро Никишина
Функция этого здания достаточно проста и понятна: зальные пространства, сдаваемые в аренду и связанные между собой вертикальными коммуникациями. Поэтому и архитектура следует за этой функцией, различными методами показывая ее зрителям. К примеру, и в объеме, и на фасадах выделен эскалатор, его наличие подчеркнуто и цветом, и формой. На главном входе применены необычные зигзагообразные опоры, которые не только обозначают сам вход, но и снабжают этот торговый центр неким рекламным знаком, выделяя его тем самым из бесконечной череды торговых центров.

 

 

«Скворушка»

Жилой дом, ул. Красносельская,
проектное бюро «ДА»
Образ достаточно необычен для многоэтажного жилья – применены скатные кровли в двух разных направлениях. Кроме того, фасады решаются весьма смелыми каскадами, нарастающими кверху и придающими объему стремительность и сложность. Цвет, форма и фактуры тут работают слаженно, создав тем самым здание-достопримечательность, формирующее зрительный акцент в этом районе.

 

 

«Спектрум»

Дом быта, ул. Ивлиева,
проектное бюро «ДА»
Здесь наряду с интересным объемным решением, в котором сочетается легкость всей конструкции с экономным размещением нормативных парковочных мест, авторы применяют яркие краски, причем не только на стенах, но и в остеклении. При кажущейся простоте всей формы здание также с ходу считывается зрителем и запоминается.

 

 

«Фонтенбло»

Жилой дом с офисами, ул. Семашко,
бюро «АРТ-проект»
Проблема «вписываемости» здания в сложившуюся архитектурную среду (неважно, историческая среда или нет) всегда остро стоит перед архитекторами и весьма придирчиво оценивается зрителем. В этом случае авторы нашли оригинальный способ аккуратно вписать довольно большой и сложный жилой дом в эту самую среду, используя имитацию мансардной кровли на двух последних этажах. Такой объем совсем не типичен для нижегородской архитектуры – крыши разделены лоджиями, отформованными в виде «парижских» мансардных окон. Это полностью отвлекает внимание от остального тела здания. Само планировочное решение архитекторам удалось сделать весьма простым и симметричным, но при этом при восприятии его с перекрестка оно кажется в меру сложным и уместным.

 

 

Марина Игнатушко,
архитектурный критик,
куратор Архитектурного
рейтинга

 

 

«Архитектурный рейтинг – это проект по превращению архитектуры в событие. Какой-то специфической нижегородской архитектуры не существует. Порой есть внимательное отношение к контексту, но и то не у всех архитекторов. У рейтинга очень гибкая схема, несмотря на то что арифметический подсчет все-таки присутствует. Мне, прежде всего, интересно определить лучшее за два года – это такой огромный сбор информации плюс игра, праздник. Сверхзадача рейтинга – привлечение внимания к тому, что строится в городе, чтобы все эти события не замалчивались, обсуждались, даже стычки в Фейсбуке – все лучше, чем молчание. Здорово, когда люди хотят высказаться насчет тех зданий, мимо которых они каждый день проходят. Меня часто спрашивают про традицию с тортом – появилась она под Новый год, хотелось чего-то легкого, праздничного. Тогда же у Гельмана проходила акция по поеданию торта в виде Ленина в Мавзолее, ну, вот и сложилось как-то. Вообще всем поначалу было страшно свое детище съедать, но торт оказался хорошим символом, с которым город нас ассоциирует и по-прежнему реагирует, хотя уже и делаем мы это в десятый раз».

 

Также почитать