"Преподавателям поддаваться на провокации нельзя"

Профессор, кандидат искусствоведения, в прошлом заведующий кафедрой художественного проектирования интерьеров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Олег Петрович Фролов – о том, чем сегодняшние студенты отличаются от советских и каково это – проектировать
для американских политиков

Однажды нам дали задание спроектировать в качестве подарка яхту для важного американского политика – поручение очень ответственное. Дело было в Грузии, мы пошли тогда к скорняку – выбирать напольный материал. Средств не жалели, и я выбрал шикарную овечью шкуру, белую-белую. По моей задумке она должна была совмещаться с какой-то темной шкурой, и после долгих поисков я остановился на шакальей. Шикарная, темно-красная – смотрелось очень красиво. Но как только мои старшие товарищи узнали о том, чья шкура будет на советском подарке американскому политику, мне эту идею сразу же зарубили. Ты чего, говорят. Это ж шакал. Понимаешь, какая провокация? А я ничего, я хотел, чтоб красиво было.
★ ★ ★
Я не люблю вольнодумство. Есть какие-то непреложные истины, которые существовали всегда и через которые переступать нельзя.
★ ★ ★
Как мне работалось с Ростиславом Алексеевым? Я расскажу одну историю. Однажды мы поехали нашим коллективом на Горе-море за грибами. Алексеев был страстным грибником, а я – так, любителем. Мы насобирали грибов, легли спать, а наутро я обнаружил, что у меня корзина заметно опустела. Это Алексеев взял и выкинул оттуда все «плохие», несъедобные грибы. Вот таким он был человеком.
★ ★ ★
Когда я учился на Урале, мои коллеги-архитекторы, которые были молодыми родителями, сделали что-то вроде мини-детсада для своих детей. Там их обучали с прицелом на то, что в будущем они обязательно выберут профессию, близкую к архитектуре, дизайну интерьеров или промышленному дизайну. Их учили основам академического рисунка, пластическому моделированию, колористике. То есть их родители, по идее, должны были быть уверены в том, что их ребенок, когда придет время поступать в университет, не будет испытывать проблемы выбора и сразу же займется тем, чем всю жизнь занимался до этого. Вышло смешно: порядка 75 % детей в результате бросили все эти занятия еще в школе и выбрали себе профессию, очень далекую от нашей. В чем был прокол? Наверное, им просто не оставили воздуха.
★ ★ ★
Я стараюсь учить студентов смотреть не на отдельные детали, а на картинку в целом. Видеть уже завершенный объект, а не просто колонну.
★ ★ ★
Нижегородская школа дизайна не просто существует, она живет яркой и активной жизнью. Мы неоднократно занимали призовые места на различных олимпиадах и конкурсах, в том числе студенческих – молодежи специальность интересна. Например, недавно в Кавказских Минеральных Водах проходил фестиваль дизайна и декоративно-прикладного искусства, многие наши студенты заняли там почетные места. Вообще я сам стараюсь следить за современным дизайном, и студентов своих подталкиваю к тому, чтобы они посещали современные выставки, были мобильными.
★ ★ ★
Все просто: когда я принимаю экзамен, я стараюсь обращать внимание на знания. Это ведь самое главное, нет?
★ ★ ★
Это, конечно, грубо, но большинство своих студентов я делю на две условные категории: бюджетники и внебюджетники. Бюджетники – это ребята, которые знают, чем хотят заниматься, которые поступали самостоятельно и поступили благодаря своим силам, умениям и знаниям. Сейчас большинство этих студентов успешно занимается дизайном, многие из них выбирают промышленный дизайн – самую сложную и, наверное, наиболее интересную отрасль профессии. А есть те, кто поступил к нам потому, что просто не знали, куда идти еще. Или так родители захотели, смогли за это заплатить. Эти студенты мыкаются от сессии к сессии, не заинтересованные, не понимающие, чем и зачем они занимаются. Я таких стараюсь не замечать.
★ ★ ★
Как я выгляжу в глазах студентов? Можно, я не буду отвечать на этот вопрос? Он коварный и провокационный. А преподавателям поддаваться на провокации нельзя.
★ ★ ★
Конечно, раньше студенты были более целеустремленными. Сейчас они подвержены постоянным рефлексиям: я не знаю, чем я хочу заниматься в жизни, мне 25 лет, а я еще не определился со своей главной целью. Что посоветовать таким ребятам? Я со студенчества знал, еще с Мухинского училища, чем я должен заниматься и почему. Может быть, это советское воспитание, а может, просто мне повезло.
★ ★ ★
Вы знаете Мухинку? Сейчас это Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица. При чем тут Штиглиц вообще?
★ ★ ★
Почему-то считается, что градостроительная архитектура более престижна, чем дизайнерская работа, промышленная или интерьерная. Я этого никогда не пойму: дизайнеры должны учитывать абсолютно все факторы, это сложнейшая работа. Архитектура – более узкая специальность, и она больше связана с функциональностью, чем с эстетикой. Дизайнеры же доводят проект до ума, приводят в надлежащий вид. Вообще основная проблема художественного образования сейчас в том, что студенту дают далеко не все дисциплины, которые ему нужны. Почему-то умаляется значение академической скульптуры, основ производственного мастерства, а ведь без этого нельзя стать специалистом. Как можно быть профессионалом в этом деле, если ты не можешь, например, сделать сложную 3D-модель из бумаги?
★ ★ ★
Могу рассказать о моем рабочем дне в одной из командировок в Абхазии. Я встаю в пять утра, иду купаться. Час плаваю, иду завтракать. После этого часов в семь иду работать и работаю до позднего вечера с чертежами. Нравилось ли мне это? Очень.

Также почитать