"Мама – Америка "

Автор блога Weary Drum Daily Кирилл Ежов рассказывает об одной из самых удивительных нижегородских групп

В середине сороковых годов прошлого века американский музыкант Билл Монро вместе со своей группой Blue Grass Boys начал играть музыку кантри не совсем так, как коллеги: ритмичнее, жестче и сложнее. Так появился новый жанр, который, исходя из названия аккомпанирующей первопроходцу группы, нарекли блюграсс.

Более чем через тридцать лет после этих событий в руки студентам нижегородского иняза попали три сорокопятки с американской народной музыкой. Ребята вдохновились и решили попробовать играть что-то подобное. Таким образом, в стенах лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова возникла группа Country Saloon – даже не совсем группа, а скорее явление, хорошая традиция играть блюграсс. В конце восьмидесятых Михаил Душин примкнул к команде в качестве контрабасиста. Потом он освоил банджо, начал писать песни и стал фронтменом, а его группа преодолела сложный путь от нижегородских клубов до крупнейших кантри-фестивалей по всему миру и студий американских ТВ-шоу.

Тем не менее музыканты говорят о своих регулярных гастролях не как о серьезном достижении – которым они, несомненно, являются, а скорее как о празднике. «Мы пели Banks Of The Ohio прямо там, где эта песня была написана, на берегу реки!» – рассказывает Татьяна Печенова, выпускница Нижегородской консерватории по классу домры, которая играет в группе на мандолине, и заметно, как глаза у нее начинают светиться. В этом году музыканты уже играли в Германии и Голландии, а осенью поедут на свой любимый фестиваль во французский город Ля Рош Сюр Форон, на котором неоднократно занимали призовые места.

Впрочем, дело не только в здоровых амбициях, которые присущи любому талантливому музыканту, но и в том, что на просторах Возлюбленного Отечества подобная музыка почти никому не интересна. «Попробуйте набрать в программе Microsoft Word слово “блюграсс” – подчеркнет как ошибку», – отмечает Душин. По его словам, в стране насчитывается от силы четыре-пять групп, играющих в этом стиле. Также он сетует на то, что их музыку часто путают с кантри, а то и вовсе не пойми с чем: «Случилось нам выступать в воинской части перед солдатами. Очень хорошо принимали. Вообще одна из лучших аудиторий, на мой взгляд! После концерта перед солдатским обедом захожу в канцелярию к заведующему клубом старшему лейтенанту за гонораром. Выдавая мне деньги, старлей промолвил: «Классно, ребята, сыграли! Вам бы еще саксофон – и цены бы вам не было!»

Саксофониста в группе, однако, так и не появилось. Сегодня команда называется The Grass Pistols и состоит всего из трех человек. Третий – брат Татьяны басист Дмитрий. Группа принципиально отказывается от барабанов, сохраняя верность канонам жанра. И даже такими минимальными средствами они добиваются невероятной плотности звука и лихости драйва. Репертуар практически полностью состоит из композиций авторства Душина, впрочем, иногда на их концертах можно услышать и классические вещи вроде той же Banks Of The Ohio – проявление уважения к истокам жанра. Однако группа отнюдь не является его заложниками. Напротив, несмотря на его консервативность и косность, Душин и компания постоянно что-то изобретают и ищут новое: «Когда я дошел до экспериментов в этом жанре, то передо мной открылось такое широкое поле, причем не особо паханное, что я понял – это то, что мне надо! Блюграсс и радует, и удивляет меня каждый день». Так, инструментальная композиция Chaising The Wind сочинена ровно с той долей изобретательности, которая не позволяет ей звучать вымученно, а непринужденность, с которой в одной из песен группа скрестила регги и блюграсс, поражает. И все же традиционалистские вещи выходят у Душина не хуже броских. Его медитативная, тягучая и совершенно восхитительная баллада Cowboy Way сделала бы честь тому же Джею Манли.

Немаловажно, что в исполнении The Grass Pistols жанр не теряет свойственной ему летучести и легкости. Блюграсс изначально является музыкой, в которой отчетливо звучит надежда на лучшее и вера в светлое завтра. Те самые ценности, которых так не хватает сегодня русской музыке (пластмассовый позитив отечественной поп-сцены не в счет). И этот стиль вполне может прижиться в нашей стране. Ведь невозможно сегодня представить себе русскую музыку без панка или, например, рэпа, хотя RAP вообще расшифровывается как rhythmical American poetry. «Я оптимист и верю, что когда-нибудь и наш жанр будет собирать стадионы в России!» – уверяет Душин. Что для этого нужно сделать? Ну, прежде всего добавить слово «блюграсс» в словарь Microsoft Word.

Также почитать