"Белая, ночная, живая"

Приглашение поучаствовать в «Живой Перми» поступило совершенно неожиданно. Ничто не предвещало беды…  Одним тихим майским вечером спускаются славные нижегородские стихотворцы Владимир Безденежных и Денис Липатов в «Буфет» и говорят: «Здравствуйте! А не хотите ли, девочки,  в Пермь?  Вот, кстати, познакомьтесь, это великий русский поэт и по совместительству куратор литературного блока «Живой Перми» Алексей Евстратов. Он-то вас туда и приглашает», – и мы, конечно же, согласились.

Пермь встретила  огромной деревянной буквой «П» и «Красными человечками».  Отношение к этим арт-объектам  у коренного населения неоднозначное. Так, во время прогулки по городу около одного из Red People, автором которых является арт-группа Professors из Питера, был получен спонтанный комментарий от идущей по соседству старушки: «Ох, и надоел же этот Гельман… совсем от него спасу нет... понаставил тут!». Ну что тут скажешь – вот она, живая Пермь.

А в городе в это время полным ходом шли  два масштабных фестиваля. Один из них, «Живая Пермь», с 8 по 12 июня проводился уже в четвертый раз. Заявлен был он как фестиваль современного искусства и включал в себя самые разные проекты: выставки и перформансы, концерты и литературные чтения, проходившие не только в фестивальном городке, о котором стоит рассказать отдельно, но и на нескольких городских площадках одновременно. И именно «Живая Пермь», ориентированная изначально на местное население, дала рождение «Белым ночам в Перми» – трехнедельному марафону искусств, придуманному во многом для гостей города, объединяющему под своим началом множество интереснейших культурных событий. И в этот момент начинаешь жалеть о краткости своего пребывания в городе. Одни сутки (а именно столько нам отмерила злодейка-судьба) – слишком мало, для того чтобы хоть что-то разглядеть, но совершенно достаточно, чтобы искусать локти в кровь. Из особенно «желанных» событий, на которых всенепременно хотелось бы побывать, следует отметить, конечно, Международный фестиваль уличных театров с участием коллективов из Франции, Германии, Казахстана, Португалии и Армении, а также фестиваль национальной театральной премии «Золотая маска».  Много хороших слов говорили также очевидцы (ах, и опять не мы) Дней Мексики и хип-хоп-фестиваля «Битва трех столиц».  Или вот еще: первый Международный фестиваль военных и духовых оркестров и третий всероссийский фестиваль Национального филармонического оркестра России «Владимир Спиваков приглашает…» – согласитесь, будоражит воображение, а это далеко не все, что можно было увидеть в Перми с 1 по 24 июня.

Так вот, фестивальный городок. Большое «замкнутое» пространство в центре города. Есть центральный вход в форме очередной буквы «П» и красная дорожка. А еще есть ангелы и медведи. Это арт-объекты, их видно. Раскрашенные картонные фигурки мишек – это street-art акция «Медведи в городе» в рамках фестиваля «МедвеDay». И не подумайте дурного, идущий медведь – символ Перми, изображенный на гербе города. Хотя несколько настораживает наличие в данном фестивале спецпроекта «Мишкин дом», в котором присутствует «Секретная комната», где: «…можно оставить свой секрет, передав его главному хранителю – плюшевому мишке». Ангелы же повеселее будут: рисованные, деревянные, керамические, крупные и профориентированные (к примеру, ангел «скорой помощи», ангел, охраняющий матерей, садоводов).

Надо сказать, что первое впечатление, когда попадаешь на территорию фестивального городка, – словно «Пикник» «Афиши» решил принять участие в праздновании Дня города. Возможно, это связано со временем проведения «Живой Перми», которое выпадает как раз на дни народных гуляний. Публика выдалась весьма и весьма разношерстная, но, к чести организаторов мероприятия, ведущая себя доброжелательно. Гости передвигались между павильонами и строениями по деревянным и асфальтовым дорожкам, на которых очень разборчиво написана программа фестиваля. Кроме нескольких открытых сцен, в городке есть бассейн с пляжем. Аллея дождей, неожиданно поливающая водой всех по ней проходящих. Можно встретить кучку йогов, самозабвенно стоящих на головах. Забрести в избушку и деревянный городок. Пробежаться по сувенирным лавкам. Мимоходом сыграть на «Фортепиано на улице». Увидеть выставку скульптур из песка, каждая из которых – авторская визуализация высказывания кого-либо из известных людей.

Вечером 11-го литературная составляющая «Живой Перми» нашла себе пристанище в фестивальном клубе, где поэты из Вологды, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Москвы и Перми читали свои стихи под аккомпанемент «молодого рок-н-ролла», доносившегося с соседней площадки. Задача сохранения ритмического суверенитета была одной из основных для каждого выступающего. Честь открывать «Вечер российских поэтов» выпала нам, что было, безусловно, очень бесстрашным и несколько неоднозначным решением со стороны Алексея Евстратова. Вечерняя шестичасовая публика, состоявшая из женщин, детей, стариков, влюбленных и нескольких крепких молодых людей спортивного вида, тем не менее мужественно следила за нелегкой судьбой Андроида Хромова (герой одной из песен WS. – Прим. ред.), иногда покидая зал. Поэтическая галерка оказалась менее требовательна и с нескрываемым удовольствием выслушивала удалые тексты Анатолия Яйцева в нашем вокально-инструментальном обрамлении.

Вслед за «Вечером российских поэтов» состоялся «Поэтический слэм» под руководством Андрея Родионова. Надо сказать, у присутствующих на подобном вечере впервые критерии судейских оценок вызывали поначалу крайнее недоумение. Но ровно до того момента, пока не стало ясно, что таблички с баллами отданы в руки ни в чем не повинных зрителей.  После окончания первого финального тура и заключительной сентенции ведущего о недосягаемой, очевидно, сладости морковки, судейский состав сменился с преимущественно женского на подавляюще мужской. Вследствие чего голосование стало более энергичным и приобрело даже некоторую осмысленность. Победительницей слэма стала пермская поэтесса Дарья Тамирова. Дело было к вечеру…

А ближе к одиннадцати городок пустел, зрители расходились. На территории фестивального клуба и в его окрестностях собирались участники. Андрей и Катя (великий русский поэт Родионов и известный журналист, кинокритик, редактор Троепольская являются одними из кураторов «Белых ночей», а также Фестиваля гражданской лирики) на протяжении всех «Белых ночей» устраивали уходящие за полночь «слеты для своих».  Вот они, маленькие фестивальные радости. Болтовня со старыми знакомыми и знакомства новые. Слушая рассказы организаторов «а что у нас было…», моментально начинаешь сожалеть о краткости своего пребывания на пермской земле. Так, Катя с до сих пор горящими глазами (а мы же все понимаем, что это занимается заря 12-го дня фестиваля и впереди еще столько же), рассказывает о прошедших выступлениях музыкантов из Мексики и о том, как уже ночью, на вечеринке, подобной этой, они играли-играли-играли и были танцы-танцы-танцы. Этой ночью тоже были танцы и музыка. Потом на сцену вышел Андрей и сообщил, что назначает всех присутствующих богемой и требует соответствующего поведения. Затем имели счастье выступить и мы, уже второй раз за этот день, и, надо сказать, с превеликим удовольствием. В завершение «богемного» блока почитал и сам Андрей. И снова музыка, танцы, разговоры…

Чудом избежали коварной атаки поливальных машин для газонов. Расходились, как водится, долго. Кланялись, благодарили, договаривались списаться и что-нибудь придумать. Прощались. Просили звать еще. 

 

Также почитать