"Самое важное и странное в городе"

Марина Кулакова

«Космос русского языка»

Автор проекта, посвященного русскому языку, поэтесса Марина Кулакова – о четырех встречах с российскими писателями и поэтами в стенах планетария

«Космос русского языка» – это одна из граней нашего уникального творческого маршрута «Светлояр русской словесности». Понятно, что Светлояр с его сокровенным градом Китежем – именно нижегородский ориентир. Реальное место, озеро на Нижегородской земле. Но вместе с тем… Светлояр русской словесности – где это? Что это? Мы сами отвечаем на этот вопрос. Вот так и Нижегородский планетарий с его Звездным залом и световым шоу погружения в мир светил и планет, с которого теперь начинается каждая встреча нашего цикла, – идеальное место, для того чтобы на полтора часа полностью сосредоточиться, увидеть, услышать и понять очень важные вещи. Слово «космос» означает гармонию, красоту и приведение в порядок, именно поэтому, кстати говоря, слова «косметика» и «космос» – однокоренные, родственные. Русский язык для нас – космос, в котором мы живем, воздух, которым мы дышим, и говорить о нем сейчас самое время. Наш язык – сложный и древний, близкий к санскриту – священному языку древнеиндийских текстов. Именно в русском языке от любого корня можно образовать бесконечное множество слов, соответственно появляется бесконечное множество смысловых оттенков. Русский язык – это мерцание смыслов и огромный диапазон возможностей. Русский язык может стать полем битвы, полем брани, в нем мощнейшие арсеналы оружия, а может быть берегом оберегающим, поляной целебных звучаний, может исцелять, залечивать раны, может согревать. Он может быть колодцем тайных смыслов, древком копья и древом жизни.
Первая встреча, посвященная поэзии, состоялась 25 сентября – в день, близкий к дню осеннего равноденствия. Выступили молодые поэты Дмитрий Ларионов, Ангелина Немова, Роман Шишков и наша гостья – поэт из Казани Лилия Газизова, очень интересно пишущая в жанре верлибра – свободного стиха. В конце декабря грядет зимнее солнцестояние, и мы будем говорить о прозе. В поле нашего внимания и обсуждения – великие русские книги и великие писатели сегодняшнего дня. «Лавр», «Золото бунта», «Обитель». Водолазкин, Иванов, Прилепин соответственно. Весеннее равноденствие, 21 марта, снова будет Днем поэзии, поэтической мистерией. В планетарных авторских звучаниях смогут принять участие все поэты, но с условием: одно свое стихотворение и одно – любимое, другого поэта, – наизусть. В июне – летнее солнцестояние. И после встречи в планетарии наш путь проляжет на озеро Светлояр. Вот он, календарь наших будущих встреч. Возможно, будут и внеплановые, – в связи с залетными кометами. Но основных – четыре. Приглашаем всех, кто умеет слышать-читать-звучать.

 

«В доме восемь дробь один…»

Помимо того что совсем недавно около Зачатьевской башни была установлена противоречивая скульптура Петра I – основателя Нижегородской губернии, в городе должен был появиться еще один любопытный объект: возле школы имени Сергея Михалкова обещали поставить памятник хрестоматийному дяде Степе. Администрация все сделала правильно: наняла известного питерского скульптора, барина Никиту Михалкова и по совместительству сына писателя ангажировала, журналистов нагнала. Но вышел прокол: дядя Степа в назначенный срок до Нижнего Новгорода так и не доехал, а организаторы объяснили задержку ДТП, в которое попала машина со скульптурой. Несмотря на всеобщую панику, добродушный Никита Сергеевич (который, в принципе, и был главным героем дня, а не любимый детский персонаж) поухмылялся в усы, попинал мяч со школьниками, пофотографировался с поклонницами и уехал, пообещав обязательно вернуться. Через какое-то время скульптуру к назначенному месту привезли, но до сих пор так и не установили, возможно, из-за повреждений, возникших во время транспортировки. В принципе, ситуацию нельзя назвать из ряда вон выходящей, но добрые нижегородцы уже усмотрели в этом теорию заговора и радостно обсуждают ее на форумах, обвиняя организаторов в безответственности, подлоге и отмывании денег.

«Водохранилище»

Россия продолжает вставать с колен, заводы работают, но музыкантов не становится меньше – производство звуков растет в объемах. Поэтому со следующего номера «Селедка» будет открывать рот не только по поводу прошедших концертов, но и относительно творчества отдельно взятых исполнителей или групп, ищущих критического взгляда. Обеспечить его остроту и честность взялась музыкальный обозреватель Саша Филиппова – обладательница золотого уха и шального пера.
Ждем ваши записи или ссылки на них любого качества и из любой точки нашей расширяющейся Родины по адресу vdh@ekproject.ru.
Стилистических ограничений нет.
Отчеты о прослушанном будут появляться на страницах газеты с обязательным указанием, где, как и зачем стоит нажать на «плей».
Лейбл называется «Водохранилище».
По набору массы прекрасного издадим тиражом.

Театральный фестиваль им. Евгения Евстигнеева

Немногим известно, что после окончания Нижегородского театрального училища Евгения Евстигнеева не взяли на работу в ТЮЗ, и он был вынужден уехать во Владимир. Театральное руководство «не увидело», а другого способа проявить себя у артиста не было. Эта история и легла в основу главного постулата театрального фестиваля: талант должен быть замечен. Подать заявку на участие может любой профессиональный актер вне зависимости от возраста и регалий. Оценивать же его работу будут не только члены экспертного жюри, но и зрители.
Так как фестиваль длится целых пять месяцев, в промежутках между спектаклями организаторы приготовили для зрителей различного рода «театральный интерактив»: мастер-классы с актерами нижегородских театров, открытые читки пьес их авторами (знаменитыми и пока не очень), выставки, конкурсы и круглые столы по проблемам современного театра. Церемония открытия фестиваля традиционно пройдет в фойе театра «Комедiя». Театр приоткрывает завесу тайны и приглашает гостей на актерский капустник, где смешались воедино русские народные сказки, юмор, музыка и даже боевые искусства. Именно гостей, а не зрителей, так как организаторы не позволят остаться в стороне от происходящего.

Театр «Комедiя», 13 октября, 18:00, 16+,
подробности на сайте www.evstigneev-fest.ru

Пусть говорят

«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

А вы присваивали когда-либо чужие вещи?
■ Фейсбук рекомендует мне в друзья Андрея Климентьева.
■ Почему радио на остановках не орет?
■ Pink Floyd выпустит новый альбом.
■ Главный бухгалтер ННГУ попал в рейтинг самых богатых сотрудников вузов страны.
■ Как часто вы моетесь?
■ Губка Боб пропагандирует безнаказанность за хулиганское поведение.
■ Нижегородцы заплатят за переход на «зимнее» время до 1500 рублей.
■ «Короли парковки»: улица Минина – кладезь для инспекторов ГИБДД.
■ …часу в шестом зашел я на Сенную.
■ McDonald's на площади Горького возобновил работу.
■ Есть у кого фото кинотеатра «Печоры»?
■ Дали тепло. А вам?
■ Вы голосовали за Шанцева?


Прикладная журналистика

Раз в месяц в кафе «Селедка и кофе» проходит встреча редакции газеты «Селедка» с нижегородскими журналистами. Цель встреч – познакомиться, обсудить насущные для медиаработников проблемы и подискутировать. Очередным гостем стала главный редактор газеты «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде» Татьяна Михайлова. Для тех, кто не смог, не успел или забыл, «Селедка» публикует выдержки из беседы.

Специальное образование журналиста как-то оттачивает. Если у него есть предпосылки, чтобы журналистом стать, то профильное образование ему поможет, если человек заточен на что-то другое… ну, не повредит. У нас в редакции профессиональных журналистов – один, и это не я. Я филолог. Когда я училась, на журналистов брали только парней – в советское время считалось, видимо, что они более морально устойчивые.
Недавно я попросила своих студентов-практикантов написать о том, что они видят, когда идут домой. Один молодой человек описал свой «поход» в стиле новости – вот он идет по улице, видит, что продается мыло. Наблюдает за большой очередью, подходит к продавцу, спрашивает, что это за мыло, почему у него такая жирность, что это значит. Мне этот рассказ запомнился тем, что в основе журналистской профессии лежит прежде всего интерес, любопытство, когда в самых простых вещах видишь то, о чем другой даже не подумает.
Когда в 1998 году нужно было решать, куда податься, я подумала, что журналистика – это то, что нужно. Мало того что интересно – можно общаться с самыми классными людьми, так за это еще и деньги платят. В «Аргументах и фактах» я проработала десять лет: сначала журналистом, потом заместителем главного редактора. Есть журналисты, которые часто меняют место работы, я же за свою жизнь работала всего в двух изданиях: «Аргументы и факты в НН» и «Московский комсомолец в НН».
В «Московский комсомолец» письма от пенсионеров приходят, но очень редко. Нам в основном пишут по электронной почте или звонят люди более активные, скажем, от 30 до 50 лет. Их волнует не начисление пенсий или почему крыша течет, а другие вещи, которые предполагают более глубокий анализ. Письмо в редакцию – это в чем-то диагноз, а в чем-то – крик о помощи. Люди старшего поколения привыкли доверять прессе и ждать от нее каких-то ответов на свои вопросы.
Когда развалился Союз и пресса вырвалась на свободу, у людей сложилось впечатление, что все СМИ продажные. Когда мне звонят и говорят, что у нас все куплено, я спрашиваю: что же я тогда на маршрутках езжу? Рекламные материалы – это одно, госзаказы – другое. Журналистам мы всегда даем задание: высказывать свою гражданскую позицию. Единственное, что я всегда прошу: «наезжать» обоснованно и всегда узнавать мнение стороны оппонента, чтобы оставаться объективными.
Профессия журналиста обесценивается, качество материалов падает. Люди не задумываются о том, что они пишут, и во многом это вина социальных сетей. Интернет, конечно, вещь хорошая, но он приучает к слову относиться менее трепетно. Когда слово написано на бумаге – с ним уже ничего не сделаешь. Я иногда захожу в библиотеку, просматриваю старые периодические издания, так вот некоторые попадающиеся там материалы – высокохудожественные произведения. Сейчас же временами пишут так, что лучше бы и не писали вовсе.
Цивилизация должна развиваться эволюционным путем. Некоторые думают, что сменится власть, и что-то здесь изменится – это не так. Беспорядок-то у людях в головах. Вот журналист и должен призывать навести порядок у себя в голове, посмотреть, оглянуться на то, какая жизнь вокруг. Перестраивать сознание – это достойная цель.
Следующая встреча состоится с Юлией Сухониной – постоянным колумнистом «Селедки», главным редактором информационного агентства Newsnn.ru.
«Селедка и кофе», 22 октября, 19:30

Также почитать