"«Хотелось бы, чтобы среда, в которой обитают люди в России, была комфортной»"

За шесть лет работы из скромного фестиваля «для своих» на Щелоковском хуторе «О’город» превратился в масштабный городской праздник, куда приходят всей семьей, чтобы увидеть, что на этот раз натворили молодые архитекторы. «Селедка» встретилась с победителями грантового конкурса фонда FUTURO, идеологами фестиваля «О’город», благодаря которым в городе появляются любопытные объекты типа гигантской брокколи.
Как изменится фестиваль за счет получения гранта фонда FUTURO?
Дарья Шорина, директор фестиваля: – Мы всегда были независимой инициативой, и всегда все создавалось нашими ресурсами, самим приходилось изыскивать хоть какую-то сумму на фестиваль, и на наши просьбы всегда старались отвечать средствами департамент культуры и ННГАСУ. Так, на протяжении шести лет удавалось получать некий результат. Но в этом году благодаря получению гранту надеемся, что фестиваль пройдет на новом уровне. Как и прежде, в организации участвуют люди, которым близки идеи проекта, и они помогают нам на абсолютно альтруистических началах, поэтому основная статья расходов – это материалы и инструменты, необходимые для реализации идей наших участников.
Дмитрий Баранов, технический директор фестиваля: – Из того, что точно изменится, – так это качество реализуемых объектов, потому что увеличился бюджет, который можно выделить на каждый объект. Если раньше мы могли найти 10 тысяч рублей на создание объекта, то теперь можно выделить в два-три раза больше.

Как меняется концепция фестиваля с каждым годом?
Кирилл Бросалин, куратор фестиваля: – Фестиваль эволюционирует, взрослеет и развивается. Помимо основной программы, во время которой участники придумывают объекты, приезжают и строят их, у нас также предусмотрен цикл лекций «Почва». Сегодня мы можем позвать более весомых специалистов и экспертов, которые своим присутствием смогут сформировать определенный уровень фестиваля и вдохновить участников.
Шорина: – В этом году мы пытаемся реализовать более комплексный подход в отношении предконкурсного изучения территории, определения ее функциональных задач. То есть участникам конкурса, которые планируют создавать объекты на фестивале, в качестве подосновы предлагается уже проанализированная территория. В рамках этого анализа и технического задания они выбирают ту задачу, которую им интересно решать. Соответственно когда для участников есть, во-первых, четко сформулированная задача; во-вторых, справочная информация по функциональному наполнению, существующему и историческому контексту и т. п.; в-третьих, увеличенный бюджет для реализации объекта, участники охотнее идут на конкурс и чувствуют себя свободнее в плане решения задачи. Качество автоматически повышается.

Какие площадки будут задействованы?
Шорина: – Главная площадка фестиваля в этом году – Александровский сад. Для образовательного цикла «Почва», который проходит в рамках фестиваля с 2013 года, есть две площадки, одну любезно предоставляет нам «Арсенал», вторую – один из коворкингов Нижнего Новгорода.

Большая часть объектов «О’города» не приживается в городе. Как вы думаете, с чем это связано?
Шорина: – Во-первых, конечно, это связано с качеством этих объектов, которое чаще всего обусловлено пресловутым бюджетом. Во-вторых, с отношением горожан – есть негативный опыт использования объектов не по назначению, после чего они просто не в состоянии долго прожить. Но мы по-прежнему верим в лучшее, в том числе в повышение культуры в нашем обществе.
Бросалин: – Очень сложный момент связан с согласованием объектов, он зависит от того, на какой территории мы проводим фестиваль. Если это частная территория, и она у кого-то в аренде, собственник может взять объекты в свое пользование. И они проживут долгое время, как например, в парке им. Я. Свердлова – нас никто не просит ничего убирать. Если речь идет о фестивале на муниципальной территории, то нужно отдельно согласовывать факт сохранения этих объектов с администрацией, чтобы нас не попросили после фестиваля их демонтировать. Это всегда сложно, и каждый фестиваль в этом плане уникален: какие-то объекты могут остаться, какие-то приходится ликвидировать.
Анна Липман, паблик-директор: – Вообще это одна из самых главных проблем при организации фестивалей в России, не только в Нижнем Новгороде – вопрос о том, что делать с объектами, после того как они установлены. Потому что, естественно, у организаторов фестиваля нет таких ресурсов, чтобы их чинить, содержать и так далее.
Шорина: – Вот, кстати, если речь идет о концептуальном несоответствии объекта месту, то есть, к примеру, игровой модуль не «приживается», потому что в нем нет потребности у посетителей этого парка, тогда есть повод задуматься. Такие выводы позволяют уточнить картину городской территории, произвести апробацию той модели благоустройства, которую через объекты приносит на нее фестиваль. И если отбросить естественный износ и «вандальный» фактор, то такие объекты действительно имеют право не прижиться. Это жизнь городской среды, и фестиваль помогает ее понять.

Как построено ваше взаимодействие с администрацией, насколько важен и сложен этот этап при подготовке к фестивалю?
Шорина: – Не очень просто, потому что практика фестивалей с неким «наследием» для города в виде объектов в нашем городе совсем не развита. Приходится ее развивать, в том числе и посредством наших инициатив. Администрация в этом плане старается идти навстречу, понять суть и цели фестиваля, предпринимать шаги для возможного сохранения объектов на территории после фестиваля. Это приятно, но движение это всегда инициируется нами.

А чего, на ваш взгляд, проекту все-таки не хватает?
Шорина: – Нам всегда хватает собственной энергии, но не всегда четкого профессионального представления в тех отраслях, которые не являются основными видами нашей деятельности и времени.
Бросалин: – Все, чего нам не хватало, мы стараемся в этом году восполнить: расширили команду, чтобы там были не только архитекторы, собираем экспертную комиссию, которая поможет оценить присланные проекты, благодаря бюджету однозначно повысится качество объектов. Всегда каждая благородная и романтическая идея упирается в ее материальную реализацию. В этом году нам повезло.
Шорина: – Да, но, несмотря на удачу этого года в виде грантовой поддержки, одним из таких недостающих качеств нашего проекта всегда остается потребность в серьезном бюджете, который позволил бы решать более глобальные задачи архитектурного дизайна городских пространств на высоком концептуальном, эстетическом и качественном уровне при всех тех же принципах вовлечения неравнодушных профессионалов и горожан.

Как вы можете охарактеризовать фестивальную среду в Нижнем Новгороде в целом?
Липман: – Хорошо, что фестивалей стало больше, у людей вырабатывается привычка их посещать, они знают, что таким образом можно провести выходные. Еще есть такая мысль, которая греет нам душу: два года назад, когда фестиваль «О’город» проходил в Александровском саду, это стало одним из триггеров запуска этого места как фестивальной площадки. И теперь мы туда опять возвращаемся.

Почему фестиваль «О’город» нужен городу и должен продолжать свое существование в будущем?
Шорина: – Это прекрасная возможность некоей инициативы снизу показать и предложить свое видение городского пространства, культуры проведения мероприятия, выходных, праздников как для людей творческих специальностей, так и вообще для всех горожан. Если задать вопрос, что такое архитектура, люди часто предлагают в ответ какое-то узкое определение, а некоторые вообще не могут ничего ответить. Мы же хотим, чтобы ответ на этот вопрос, ощущение архитектуры были у каждого. Кроме того, наш фестиваль – это возможность собрать мнения и видение того, как может выглядеть место, где вы гуляете или просто мимо которого много раз проходили. Аккумуляция, поиск этих идей и взглядов – одна из наших целей.
Липман: – «О’город» очень нужен студентам-архитекторам, которые могут придумать какой-то объект и самостоятельно его реализовать, а затем проанализировать и получить ощущение своей профессии.
Бросалин: – Точно, есть такой возраст для архитекторов, когда хочется что-то сделать, а реальной возможности нет. И на фестивале можно попробовать свои силы. Хотелось бы, чтобы среда, в которой обитают люди в России, была комфортной. Наш фестиваль – это один из первых крохотных шагов попробовать что-то изменить. Конечно, это не все, что нужно, чтобы в Нижнем стало хорошо, но это одна из тех маленьких составляющих, которую мы можем позволить себе инициировать.

Также почитать