"Самое важное и странное в городе"

«Важно, что Научный слэм позволяет узнать об исследованиях, которые проводятся рядом с нами, а не неведомыми британскими учеными»

Куратор проекта Парк науки ННГУ «Лобачевский Lab» Анна Лазарева о Научном слэме – конкурсе молодых ученых, которые наконец-то расскажут о науке понятным языком

Идея Научного слэма была придумана в Германии – это удобный формат, в рамках которого молодые ученые не просто рассказывают о своих исследованиях, а соревнуются между собой, пытаясь донести информацию наиболее понятно и доступно. Через какое-то время слэм появился в России: сначала Москва, потом Санкт-Петербург, а в мае прошлого года мы впервые провели его в Нижнем Новгороде.

Майский слэм стал пробным камнем – нужно было понять, интересна ли вообще эта тема для нижегородцев, нужна ли популяризация науки тем, кого уже не могут никуда насильно загнать учителя? Несмотря на скромную рекламу и полное отсутствие какого-либо отбора слэмеров (участников искали среди своих знакомых), событие прошло удачно – по крайней мере, свободных мест не было. Поэтому ко второму слэму мы уже подошли серьезнее: объявили кастинг, сделали несколько отборочных туров, подобрали более удобное и просторное помещение. Если говорить об итогах, то для нас битком забитый Б/У и бесконечное количество вопросов к участникам стали лучшим показателем.

Основная цель Научного слэма состоит не только в том, чтобы дать студентам или аспирантам возможность рассказать о своей области знаний. Важно то, что он позволяет узнать о научных исследованиях, которые проводятся рядом с нами, реальными людьми, а не неведомыми британскими учеными. Какой от этого толк молодым специалистам? Если ты что-то любишь, ты будешь хотеть, чтобы это полюбили и другие. Ну и всякие приятные призы, почет и слава прилагаются.

Весной мы будем проводить мероприятие уже в третий раз: оно пройдет 18 апреля в том же Б/У. Сейчас мы объявляем начало кастинга. В слэме могут принять участие студенты, аспиранты или кандидаты из любых городов, главные условия стандартные: участник должен быть моложе 35 лет и должен уметь (или быть готовым к тому, чтобы мы его научили) рассказать о своих исследованиях популярно и, по возможности, весело. Отправить заявку можно по электронной почте на lobachevskylab@mail.ru либо написать нам напрямую в группе мероприятия «ВКонтакте» «Научный слэм в Нижнем Новгороде».

«Интервалы»

Ксюша Чеховская – о первом техно-аудиовизуальном фестивале в Нижнем Новгороде

Взаимодействие диджея и виджея (визуального художника) – это взаимодействие двух абсолютно разных восприятий. Из определений в физике и музыке «интервал» – расстояние или отношение между двумя разными точками или звуками, поэтому-то этот термин лег в основу первого в нашем городе андеграундного аудиовизуального фестиваля «Интервалы». «Фишка» мероприятия в визуализации музыки посредством видеопроекций. Визуальное искусство почему-то недооценено у нас в городе, мы же постараемся показать его значимость. В Москве и Санкт-Петербурге, тем более в Европе, аудиовизуальные ивенты не редкость, нам есть откуда черпать вдохновение, создавая при этом что-то свое. Хэдлайнеры здесь не только музыканты, но и визуальные художники, в «Интервалах» они на равных. Всего в лайнапе фестиваля 9 музыкальных проектов. Особое внимание, конечно, лайву Noizar – диджея из Киева, резидента культового московского клуба «Арма 17», владельца винилового лейбла Wicked Bass. Вся площадка клуба Sklad на одну ночь очень преобразится. Видеоинсталляциями наполнится весь первый этаж клуба, впервые основным танцполом станет Random Power Room на втором этаже, здесь с музыкантами выступят все приглашенные виджеи из Москвы и Казани. Там же мы сделаем огромную проекцию на три стены от пола до самого пятиметрового потолка. Не побоюсь штампа – «это надо видеть». 



Just another brick in the wall

Печально, но традиция оберегать, восстанавливать, холить и лелеять памятники архитектуры в Нижнем Новгороде никак не приживется: собственнику всегда легче снести здание или просто оставить его медленно умирать, вместо того чтобы хотя бы минимально реставрировать.
Особняк Троицкого, «Дом с авгурами», или, как называют его нижегородцы, «Шахматный дом», расположенный на улице Пискунова, был приобретен в частное владение три года назад. Памятник архитектуры пострадал не столько от бездействия собственника, как это обычно бывает, сколько от его чрезмерного энтузиазма. Например, на стену несчастного особняка попытались повесить рекламный баннер, из-за чего по стене моментально пошла трещина. Владелец, не будь дурак, на это отреагировал и просто подпер стену палками.
Дотошные и внимательные градозащитники Нижнего Новгорода не поленились написать десяток-другой писем в соответствующие инстанции. Пытались пообщаться с госохраной объектов культурного наследия, с административно-технической инспекцией, с представительством федерального минкульта в ПФО и даже прокуратурой. Чиновники вяло отреагировали, провели пару проверок, пообещали собственника оштрафовать и обязать до конца февраля привести дом в надлежащий вид. До ремонта «Дом с авгурами» так и не дотерпел. СМИ деликатно назвали инцидент «значительным повреждением задней стены здания», хотя по факту у особняка отвалился кусок стены. Выглядит картина плачевно и, несмотря на ограждение, наблюдать ее могут все желающие – слишком уж это ограждение хлипкое.
Несмотря на то что горожане ропщут, а градозащитники считают необходимым лишить собственника прав на здание, о переменах в общественном самосознании говорить не приходится – вряд ли старый город сможет выжить в ближайшие 10–15 лет. Гражданской позиции нижегородцев едва хватает на то, чтобы защитить свой проезд за 15 рублей на оранжевом пазике, что уж тут говорить о памятниках архитектуры, которые, конечно, воспитывают патриотические чувства, но физической пользы не приносят. Особенно когда все противостояния активистов с собственниками терпят фиаско: вспомните ночевки у дома 126 по улице Ильинской – здания полтора года уж как нет.

Пусть говорят
«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

Про переименование в город Путин…
■ Тотальный диктант 18 апреля.
■ «Эта штука изменила цвет у меня на глазах». Странное платье «захватило» интернет.
■ Школьник угнал авто отца своей подруги и катал друзей по Автозаводу.
■ А у вас дома есть кладовка?
■ Нижегородца повязали за мат в общественном месте.
■ Березовый сок.
■ Есть среди нас тайные покупатели?
■ Факты о любви, которые не понравятся романтикам.
■ Оказывается, молоко весьма посредственный продукт с точки зрения пользы.
■ Осторожно: мошенница-гадалка Надежда.
■ Дамы и господа, кто еще кормит бродячих продавцов книг, духов, косметики и другой чепухи?
■ Жалуюсь на тупые и пошлые песни Семена Слепакова.
■ А кто ел блюда из мраморной говядины? Признавайтесь!
■ Куплю просроченный билет.
(www.nn.ru)

Прикладная журналистика 
Раз в месяц в кафе «Селедка и кофе» проходит встреча редакции газеты «Селедка» с нижегородскими журналистами. Цель встреч – познакомиться, обсудить насущные для медиаработников проблемы и подискутировать. Очередным гостем стала политический обозреватель Валентина Бузмакова. Для тех, кто не смог, не успел или забыл, «Селедка» публикует выдержки из беседы.

Когда я училась в Уральском университете имени Горького, студенты философского факультета, который находился буквально над нами, считали нас, журналистов, недоумками, собственно, как и историки с филологами. И, наверное, абсолютно верно. Но, сказать честно, школа журналистики Уральского университета в те годы считалась мощнейшей в стране. Самый тяжелый экзамен – «Техника газеты», тогда ведь не было ни телевидения, ни радио, учили только газетчиков. На телевидении я оказалась совершенно случайно: было свободное место, которое я без боя заняла.
★ ★ ★
Я жила в Пермской области в маленьком городке, и мне стало тесно. Сначала уехала в Калугу, потом остановилась в Нижнем – и задержалась. В Москву звали много раз, но из-за сына уехать было сложно. Нижний – город очень тяжелый. До сих пор, спустя тридцать лет, я хорошо разбираюсь, кто нижегородец, а кто нет. Город жесткий, и люди жесткие. Этот купеческий дух и хамство – это то, что меня потрясало поначалу. Когда говорят, что Москва – хамский город, я отвечаю: вы что? Съездите в Горький – вот где хамский город.
★ ★ ★
Устроиться по профессии в Горьком было очень трудно, потому что везде работали филологи местного университета. Нам после учебы говорили: вы только скажете, откуда вы выпустились, и вас сразу же возьмут на работу. Черта с два! Я на брюхе проползла весь этот город, чтобы доказать в «Горьковском рабочем», что я могу по-настоящему работать. Вставала в пять утра, ехала на завод, делала репортаж, в девять в редакции – и уже в одиннадцать материал печатался в типографии.
★ ★ ★
Политтехнологи и те, кто работал на выборах, были страшно интересными людьми. Когда весь этот выборный рынок рухнул, они разбрелись по всевозможным конторам, а потом и в политической журналистике мало кто остался. Современных журналистов в Нижнем Новгороде заел быт. Пропал интерес к острым темам. Они привыкли работать по техническому заданию, например, пресс-службы правительства: освещать только то, что нужно.
★ ★ ★
Всем лучшим, что есть во мне, я обязана «Ленинской смене». Это была блистательная эпоха, одна из пяти первоклассных газет страны. Пройти школу «Ленинской смены», чтобы тебя не сожрали… Сейчас меня уже никто не возьмет, потому что я выжила.
★ ★ ★
Журналистике научить невозможно. У меня есть друг, профессор Морохин, который преподает у журналистов. Я время от времени спрашиваю его, не мог бы он найти мне мальчика или девочку с горящими глазами. Но он говорит, что ни у кого не горят. Поэтому я и не иду преподавать. Необязательно иметь специальное образование – в «Ленинской смене» работал Слава Федоров, у которого не было никакого образования, и при этом он был журналистом номер один всех времен и народов. И до сих пор в строю.
★ ★ ★
Сегодня журналистика уже в предсмертном состоянии. Если не брать «Дождь», если не брать «Эхо Москвы», если посмотреть на журналистское сообщество Нижнего Новгорода – это очень грустно. И я тоже допустила смерть этого сообщества. Мы должны показывать картину мира, а мы тянем ту или иную персону. Вот смотрите: у Шанцева есть правительство. А вы кого-нибудь видите, кроме Шанцева? Такое впечатление, что вообще никого нет. Это его большая ошибка, потому что сам по себе он человек очень интересный. Вы бы знали, какой он работоспособный: я на него смотрю и диву даюсь. Но почему все, кто рядом с ним, мал мала меньше? А как же скамейка запасных? Смена должна расти. Вот я как журналист должна подготовить смену – и только тогда смогу уйти. Также должно быть и во власти.
★ ★ ★
Если я привлекла к своему проекту «Политкухня» хотя бы пару десятков молодых толковых ребят, то уже хорошо. Ну, не для старперов же я все это делаю, не для Кондрашова с Сорокиным! Они только бояться могут. Потому что купить меня невозможно. Я очень дорогая.

Также почитать