"Самое важное и странное в городе"

От бабушки ушел
Выпускник Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева Руслан Вольфсон переехал в Москву, создал «Один Небольшой Театр» и придумал легкий мобильный спектакль по самой знаменитой русской сказке.

Мой «Колобок» появился случайно. Я хотел сделать такой спектакль, который можно играть в любых условиях: как в театре, так и на улице. Нужны были куклы и декорации, которые занимали бы мало места. Причем при минимальных объемах материальной части нужно, чтобы он производил яркий эффект, а куклы, например, ходили сами по себе. Так и родилась идея: управление на магните. Стал пробовать так и сяк, вырезал из картонок разные болванки. Потом взял шарик, приклеил два магнита, и он покатился. Так и появился Колобок. Все спектакли про Колобка, что я видел за свою жизнь, у него всегда в попе торчала палка, которой им управляли. Ну что это за Колобок? Он же катиться должен!

Фишка театра в том, чтобы удивить зрителя. Человек должен после спектакля сказать: «Вау, я такого нигде не видел раньше! Как вы это делаете?» Мои постановки для малышей от двух лет. Это очень сложный возраст, сейчас непросто удержать внимание ребенка, и на это у меня есть 25–30 минут – хронометраж всех моих спектаклей. Если ребенок теряет внимание, то все! Это провал. Интерактив я стараюсь не делать, для меня важен именно просмотр. Мой спектакль – альтернатива хорошему мультфильму, который ты просто смотришь и переживаешь за героя. Сейчас я готовлю новый спектакль, там все действие происходит в телевизоре. Но это не запись, а живая кукольная анимация! Это просто магия. Настоящий живой мультфильм. Технологию эту я придумывал долго, и пока с исполнением не все гладко, но и с «Колобком» так было – я его три года репетировал.

Еще очень важная вещь: любой мой спектакль должен умещаться в машину. Она небольшая, поэтому все конструкции делаются разборными и легкими. Я даже иногда начинаю задумку нового спектакля с мысли: «А войдет это все в машину или нет?»

Часто я в интернете читаю про своего «Колобка» как про спектакль с «уникальной системой оживления кукол», а на самом деле ничего уникального там нет. Вы просто соединяете два сильных магнитика (те, что на холодильнике) через картон и управляете! Все! Но чтобы ребенку было интересно смотреть, нужно каждую сцену сделать особенной, поэтому каждый герой имеет свою механику, размер, пластику, цвет. Например, в одной сцене есть три лягушки, которых не было в сказке, я их вставил в спектакль, потому что они очень смешно двигаются.

В конце Колобка съедают. Это и есть финал. Хотя не совсем. Потом лиса еще делает финальный танец и проваливается под сцену. Я специально не делал счастливый конец с оживлением Колобка, мне не хочется, чтобы детям было его жалко. Наоборот, я их провоцирую. Спрашиваю: «Вы хотите увидеть, как съедают главного героя?» – и они всегда хором кричат: «Да-а-а!» Это важный момент, родителям есть о чем потом поговорить со своими детьми. Критики мне высказывали, что у меня нет финала, в смысле финала по законам театра, но для меня важно остановиться после смерти главного героя. Героя не стало – нет и продолжения. Иногда зрители продолжают сидеть после занавеса, тогда я им говорю: «Всем спасибо, можно уже вставать с мест». После спектакля зрители могут посмотреть, как устроен мой спектакль, подвигать магнитных кукол. Детям это очень нравится. Вот это и есть финал спектакля на самом-то деле. Все ради того, чтобы они могли увидеть изнанку. Может, кто-то проникнется и станет новым Кулибиным.

StoryHome, 10–11 апреля


Чтобы помнили

Несмотря на богатую историю города, нельзя сказать, что жители знают назубок хотя бы десяток имен своих знаменитых земляков: ну, Минин, ну, Кулибин – и так потихоньку на Горьком все и закончится. Ответственные граждане в лице депутатов, журналистов и различных культурных деятелей собрались и организовали совет по увековечению памяти известных нижегородцев, чтобы это досадное упущение исправить. Начать решили с писателя и поэта Анатолия Мариенгофа, который родился в Нижнем и провел здесь детство, прежде чем переехать в Москву, познакомиться с Есениным и написать знаменитых «Циников».
Правда, немного настораживает то, что установить мемориальную доску Мариенгофу хотели еще два года назад. И даже не одну, а целых две, но ни на Большой Покровской, где жил писатель, ни на Ленинской библиотеке, где он учился, памятные барельефы так и не появились. Сейчас активисты во главе с писателем Захаром Прилепиным утверждают, что работа над эскизами в самом разгаре, и уже в мае-июне текущего года мемориальная доска будет открыта.


«От Брюллова до Бенуа» 
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин – о выставке оригинальной графики 

На выставке «Эпоха в рисунке» мы впервые представили в таком масштабе (около 120 листов) произведения отечественной оригинальной графики из наших фондов и постарались показать в едином экспозиционном пространстве самые яркие творческие индивидуальности выдающихся русских художников, все многообразие оригинальных техник исполнения: графические листы Боровиковского, Кипренского, Матвеева; малоформатные портреты Брюллова «Портрет А. Д. Абамелек» и Гау «Портрет О. Н. Скобелевой», один из шедевров музейной коллекции – «Портрет О. А. Макаровой» Ильи Репина. Портрет написан с натуры за три дня до смерти модели, Макарова умерла в 23 года от туберкулеза. Потрясенный ее смертью, художник отказался от гонорара за работу. А еще на выставке Саврасов, Серов, Малявин, Коровин, Нестеров и многие другие.
Говоря о графике, мы имеем в виду рисунок, акварель, гуашь, пастель, выполненные на бумаге или картоне. Все эти музейные предметы чрезвычайно чувствительны к изменениям температурно-влажностного режима и свету. Например, для акварели нежелательно воздействие ультрафиолета, так как краска в таких условиях очень быстро обес-цвечивается. Чтобы не происходило выцветания бумаги и красок, сроки экспонирования ограничиваются 1–3 месяцами. После этого графические листы должны «отдыхать» в темном помещении со стабильной температурой и влажностью, поэтому любителям настоящего искусства следует поспешить увидеть шедевры, пока мы опять надолго не отправим их в запасники музея.
Любой посетитель сможет пройти по выставке в сопровождении экскурсовода и получить максимум информации как о художниках, так и о графике в целом. Стоит позвонить и записаться. По субботам и воскресеньям с 12:00 каждые два часа проводятся экскурсии для одиночных посетителей.
НГХМ, до 26 апреля


Пусть говорят

«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

Какие фильмы про поиски сокровищ вам нравятся?

■ Поцелуй на остановке: ему быть или нет?
■ Есть ли у Вас мечта? Хотите ли Вы создать в этой жизни нечто стоящее?
■ Сильный ветер сдул два рейсовых автобуса с трассы.
■ Не дадим переписать нашу историю!
■ Вы общаетесь с кем-нибудь с Украины?
■ Двести нижегородцев подрались из-за девушки в парке «Дубки» – обсуждение новости.
■ Дамы и господа, кто еще кормит бродячих продавцов книг, духов, косметики и другой чепухи?
■ А правда, что мужики с волосатой грудью чаще богатые, чем бедные?
■ В чем виноват Путин?
■ А вы делали пластическую операцию?
■ Веселые качели. Нижегородские коммунальщики вспомнили детство.
■ В какую секцию отдать ребенка?
■ «Тихий час» ввели в Нижегородской области.
■ Куда можно отдать книги в районе Свободы–Минина–Горького?
■ Жалуюсь на отсутствие бизнес-центров в Автозаводском районе.
■ Пришла пора поговорить о ваших коллегах. Есть ли среди них нормальные люди?


(www.nn.ru)

Пиши еще
Организатор «Тотального диктанта» в Нижнем Новгороде Ирина Никитина приглашает всех поучаствовать в добровольной акции по проверке грамотности

Формат «Тотального диктанта» в 2015 году останется прежним, при этом организаторы проекта не устают удивлять нас новыми идеями. В последние несколько лет курс взят на популяризацию грамотности в рамках онлайн-проектов: например, «Русский язык-24» представляет собой единую информационную ленту «Тотального диктанта», когда десятки корреспондентов и фотографов ведут трансляцию со всего мира и показывают, кто и как организует «ТД», а также кто и зачем приходит его писать. Еще один новый онлайн-проект даст возможность всем желающим проверить свою грамотность, не вставая из-за компьютера: 18 апреля диктант можно будет написать онлайн на сайте www.totaldict.ru в ходе трансляции из трех городов России – Иркутска, Новосибирска и Москвы. Диктант можно будет не только написать в специальной онлайн-форме, но и мгновенно проверить и получить подробный разбор допущенных ошибок.

Автор текста этого года – известный писатель, автор романа «Лавр» Евгений Водолазкин. Идея нашего проекта ему симпатична, по его признанию, он обеспокоен падением грамотности и отсутствием у современного человека потребности читать, ведь русский язык и литература – это самое важное, что у нас есть и вообще «оправдывает наше существование». Недаром Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: собирайте библиотеки! Каждый. Даже если не читаете. Потому что, находясь среди книг, человек когда-нибудь да раскроет их. По мнению Водолазкина, «Тотальный диктант» – это хороший способ привлечь внимание к чтению, возможность «посмотреть небанально на язык». Свой текст для диктанта он назвал «Волшебный фонарь». В отличие от прошлых авторов, которые писали публицистику, высказывали свою позицию относительно грамотности и состояния русского языка, Евгений Германович решил написать текст художественный, потому что, по его словам, ему захотелось поговорить «о чем-нибудь хорошем в грустных обстоятельствах, среди общественной напряженности». Это фрагмент будущего романа, картинки из самого любимого для писателя периода истории России – начала XX века, Серебряного века русской литературы, эпохи реформ и экономического подъема.

К нашей огромной радости, списыванием на «Тотальном диктанте» никто не злоупотребляет. «ТД», извините за канцелярит, направлен на повышение уровня грамотности, и участники приходят на наш проект, чтобы проверить свой собственный уровень, а не соседа. А вообще, идея проекта «Тотальный диктант», мне кажется, лежит еще глубже. В прошлом году писатель Андрей Константинов (он был одним из диктаторов в Питере) справедливо заметил: «С точки зрения повышения грамотности, “Тотальный диктант” – это как витамины при воспалении легких, ни о чем». Я с ним отчасти согласна. Дело ведь не только в том, что мы не умеем писать «вообще» или «в общем», – это верхушка айсберга, а в пренебрежении к тексту, в неумении его чувствовать, понимать и облекать в нормативную форму. Хочется верить, что этот проект заставляет задуматься о смысле и роли текста и языка, учит анализировать и уважать Слово.

Слава Богу, рейтинга среди городов нет. Соперничество никто не устраивает, несмотря на порой весьма мрачные заголовки в СМИ типа: «В городе N Тотальный диктант обернулся тотальным провалом». Идея ведь не в том, чтобы выяснить, в каком городе мира грамотнее всего пишут по-русски, а где больше всего «двоек». Просто если раньше мы писали «в стол», то теперь пишем в интернет, а значит, наши ошибки становятся «достоянием» общественности. Неграмотные люди были всегда, раньше мы о них не знали, а теперь натыкаемся на них в Сети повсеместно. Надеюсь, что радикального падения уровня грамотности нет, просто неграмотные люди внезапно стали заметны. Давайте с этим бороться и образовываться.

НГЛУ (ул. Минина, 31 а), ВШЭ – Сормово (ул. Сормовское шоссе, 30), ВШЭ – Львовская (ул. Львовская, 18), филфак ННГУ (ул. Б. Покровская, 37), 18 апреля

Также почитать