"«Язык всегда подстраивается под эпоху»"

Заведующий центром социолингвистики РАНХиГС, заведующий кафедрой русского языка РГГУ, профессор НИУ ВШЭ Максим Кронгауз – о нехватке добрых слов, «укропах» и смайликах

Во мне уживаются два человека: лингвист и обычный носитель языка. Какие-то ошибки в устной или письменной речи собеседников меня не только не раздражают, а наоборот, я рад, когда сталкиваюсь с чем-то, за что могу как лингвист зацепиться. Если отойти от моих лингвистических пристрастий, то ошибки просто сообщают что-то о человеке. Язык устроен так, что он не просто передает нам информацию, а позволяет судить о людях по их речи. Если человек неправильно ставит ударение или говорит «ихний», то понятно, что он не вполне образован. Но это не значит, что он глуп. Составляется портрет не оценочный, а просто обладающий какими-то характеристиками.
★ ★ ★
Я не люблю слова, которые больше сообщают о человеке, их произносящем, чем о теме разговора. Например, если употребляется слово «быдло», это тут же заставляет меня насторожиться. Аналогично я реагирую на «совок» по отношению ко всему советскому. Такие слова-сигналы, сильно оценочные, при том что они не бранные, существуют – и я из-за них сразу от собеседника «отодвигаюсь». Но, например, слово «блин» в качестве эвфемизма очень долго вызывало у меня отторжение, потом я заметил, как оно захватывает пространство, и если моему поколению это слово кажется вульгарным, то молодые люди на него совершенно иначе реагируют. Тут моя интуиция расходится с их интуицией, и я должен признать, что слово иначе живет в этом мире и произносящий его человек необязательно вульгарен.
★ ★ ★
Существует несколько наборов языковых приемов, направленных на манипуляцию, в том числе в СМИ. Если взять конфликт между Россией и Украиной, то тут можно выделить в качестве главного приема выработку специальных слов для называния участников конфликта. Нам показывают спектр лингвистических средств, описывающих, по сути, одно и то же явление, но с разной оценкой. Встроенность оценки в слово – это прием пропаганды, которая использует не просто слово, а слово с уже заложенной в него оценкой. Классический прием – это противопоставление шпиона и разведчика: шпион – плохой, их; разведчик – хороший, наш. Участников войны со стороны юго-востока называют ополченцами, сепаратистами или террористами – это такая лестница от нейтрального к резко отрицательному значению. Активно вырабатываются слова-оскорбления, например «укроп» или «ватник», а старые слова «хохлы», «кацапы» уходят в тень, потому что они недостаточно оскорбительны. При этом иногда в качестве защиты происходит переосмысление таких слов. Так, украинская сторона приняла «укропов», переосмыслила их не как оскорбление, а как самоназвание. Идет довольно любопытная лингвистическая борьба, очень жаль, что она связана с трагическими событиями.
★ ★ ★
Путинизмы – это явление, когда на фоне гладкой, правильной речи происходит резкое снижение, часто с использованием жаргонных слов. Сам Путин этим приемом владеет блестяще и создает речевой образ такого сильного мужчины, «своего» для слушателя. Этот прием он использует довольно регулярно, варьируется только степень и сила снижения. Самым запомнившимся был первый случай путинизмов – выражение «мочить в сортире». Его пытаются копировать, и не всегда удачно: например, Медведев в пору президентства тоже порывался использовать такие слова, но у него получалось довольно плохо, так как это не всегда соответствовало его речевым привычкам.
★ ★ ★
Сегодня мы стали часто использовать слова ненависти и вражды. Если посмотреть на коммуникацию в интернете, то можно увидеть, насколько велика доля конфликтной коммуникации. Отсюда возникает потребность в словах оскорбительных и пренебрежительных. Для сегодняшнего времени вообще характерно обилие таких слов, причем придумываются все новые слова для того, чтобы повысить градус дискуссий. Не хватает слов добра и сострадания, почему-то наше общение их не порождает. Что сейчас есть в языке, то и нужно людям, которые на этом языке говорят. Язык всегда подстраивается под эпоху.
★ ★ ★
Главный или один из главных способов обогащения языка – это заимствование. В таких условиях фонетическая приятность уходит на второй план: если мы посмотрим на слова, которые за последние несколько лет вошли в русский язык, то поймем, что они действительно немножко неуклюжие, громоздкие. Например, «коворкинг», «мастрид» или «лайфхакер», все подчеркнуто нерусские. Отчасти их вводит в язык мода, отчасти возникновение явления, которое пришло и обсуждается вне нашей культуры. Часто чуждость произношения и делает слово популярным, потому что сейчас в моде скорее иностранное, чем свое.
★ ★ ★
В языке интернета происходит множество интересных процессов, которые любопытно описывать и анализировать их возникновение. Отдельный вопрос и не совсем изученная проблема – это использование в интернете прописных и строчных букв. Мы знаем, что некоторые люди пишут только прописными буквами – это равно громкости высказывания. Обратный переход, когда люди используют только строчные буквы, имеет какие-то другие цели. Поэты, например, это почувствовали, и в интернете появились целые жанры, где условием записи стихотворения является отсутствие заглавных букв и знаков пунктуации – «пирожки» и «порошки». Это прием абсолютной нейтральности текста, и каждый читает его как хочет и как может. Человек невнимательный многое назовет гадостью и порчей, а за любым подобным явлением, как правило, стоит некоторая идея, означающая какие-то важные изменения в нашей жизни и мышлении. Конечно, ученый должен это исследовать и найти причину. Сложность понятна, потому что одно дело – правило, которое кодифицировано, но в Сети-то правил нет, это не литературный язык. Здесь мы видим тенденции, а не законы. Повлиять на грамматику литературного языка пока эти тенденции не могут: пройдет еще очень много времени, прежде чем смайлики будут признаны официальными графическими знаками. Однако это очень важная история, ведь смайлики являются в том числе международным языком общения: не зная языка, я вижу соответствующий смайлик и понимаю, что люди либо ругаются, либо радуются жизни. Интересно, кстати, как смайлик вживается в систему пунктуационных знаков, ведь некоторые функции он забирает, например, у точки или восклицательного знака. С вопросительным знаком он живет мирно.
★ ★ ★
Отмирание точки в конце высказывания – довольно любопытная вещь. Существуют люди, которые думают, что если в конце поставлена точка, значит, собеседник настроен серьезно или несколько негативно. Точка воспринимается как показатель официальности или некоторой отчужденности. Почему отмирает точка именно в этой позиции, а нейтральным оказывается отсутствие точки? Потому что точка – показатель конца предложения, а в социальных сетях эта функция не нужна, она выделяется отдельно, конец и без точки виден. Тут вступает в силу чрезвычайно важный принцип коммуникации – принцип экономии: раз точка здесь не нужна, давайте ее опустим. Это не правило, но заметно, что так поступают очень многие люди, у них начинает формироваться другая интуиция: они воспринимают точку как специальный знак, что-то означающий, хотя, если выйти за пределы интернета, она нейтральна.
★ ★ ★
Сейчас в русском интернете нет одного самого мощного, доминирующего жаргона, каким был, например, язык «падонков». Но по-прежнему функционируют характерные для интернета механизмы, и одним из главных остается постоянное возникновение новых мемов. То есть не слов и выражений, которыми мы разговариваем, а слов и выражений, которые связаны с определенной ситуацией: политической, социальной или просто какой-то историей. Самые яркие из этих мемов могут стать полноценными словами, а некоторые так и остаются ярлычками. Например, был такой комичный эпизод, когда Депардье получал российское гражданство и паспорт. Возникло слово «депардьировать» – оно существует как ярлычок этого уже полузабытого события, в нормальной речи мы его не используем.
★ ★ ★
Сегодняшний умный и талантливый студент должен черпать информацию не только из лекций и книг, но и с сайтов онлайн-образования, таких как «Постнаука», Coursera, «Арзамас», предлагающих и циклы, и отдельные лекции. Ценность отдельных лекций даже выше, потому что получение информации и знания сегодня более фрагментарно. Тот способ, к которому мы все привыкли, когда есть фундаментальное знание, а на нем какая-то надстройка со структурой курса, уже не очень актуален. Молодые люди выхватывают кусочки знаний и не всегда готовы проходить большие курсы полностью. Интернет довольно сильно изменил способ познания мира, все стало быстрее, и в этом смысле слушать полуторачасовые лекции уже необязательно. На этом пути побеждает тот, кто умеет ориентироваться, где эти знания можно получить. То, что современные студенты, поступая в университет, могут ходить далеко не на все лекции и при этом получить хорошее образование, – это очевидно, именно интернет дает такую возможность. Сегодня некоторые университеты пытаются своими силами создать собственные циклы – мне это не кажется хорошей идеей, в интернете, как в большой свалке, уже есть жемчужины, которые умный человек выловит. Он не пойдет на сайт своего университета, чтобы слушать тех же профессоров, что преподают ему в вузе, он будет искать других преподавателей и другие темы. Это интересная конкуренция живого преподавателя с более сжатыми лекциями, которые читают хорошие специалисты.
★ ★ ★
Раньше студент сознательно приходил учить лингвистику, и преподаватель мог вещать и двигаться в этом направлении. Сегодня преподаватель должен сначала убедить студента в том, что ему надо этим заниматься: показать, что вот это интересно, а это может быть полезно, рассказать, как вообще это устроено.
★ ★ ★
У людей есть потребность в том, чтобы ощущать себя неодинокими – именно в гуманитарном смысле. Вдруг оказалось, что прийти и просто написать «Тотальный диктант» приятно, если ты знаешь, что в то же время это делают люди в других городах России. Ощущение, что ты не один, что ты занят некоторым важным и престижным делом, связано с безусловной ценностью. Ко всему прочему, большую роль играет текст диктанта: некий известный современный писатель специально готовит материал – это актуализирует диктант, создает ощущение, что мы все заняты одним важным, культурно значимым делом. А то, что дальше, уже следствие. Меня поражало, что кто-то еще приходит и списывает. Это же добровольная вещь, и совершенно неважно, какую оценку ты получишь. Кто с удовольствием писал в школе диктант? Думаю, никто. Там это было из-под палки, неинтересно. Стоит это сделать иначе – и огромное количество людей начнет заниматься этим с удовольствием.
★ ★ ★
Гуманитарное образование – это прежде всего связь поколений и осознание нации. Это передача знаний, связанных с литературой, языком; то, что скрепляет поколения. Можно быть прекрасным врачом и не прочесть в жизни ни одной книжки. Но этой связи со своими читающими родителями уже не будет. Гуманитарное образование создает общее пространство и общие связи, если мы это потеряем, то придем к абсолютному разобщению.

Интервью организовано при поддержке социально-просветительского проекта «Грамотный Нижний»

Также почитать