"Спасибо, что живая"

Музыкальный обозреватель «Селедки» лидер группы «иллинойз» Саша Филиппова в первый и, скорее всего, последний раз в жизни сходила на концерт Дианы Арбениной

Я плохо понимаю, в каком качестве артист приехал в Нижний Новгород – сольно или как группа «Ночные Снайперы». С афиш целится лого «НС», на сцену выходит текущий состав группы, однако заявленная программа – сольная пластинка Дианы «Мальчик на шаре»; впрочем, поклонников не трогают эти трудности перевода, и 22 апреля Кремлевский концертный зал сдается под натиском толпы.

Зал полон, зал – Нарния. Вот сидят две культурные бабушки, дальше от них – супружеская пара в возрасте, через два ряда впереди парень в свитере скорей ест хлеб. Девушки делятся на несколько категорий: опасные, смешные и неожиданные. Опасные и смешные крутят колючими затылками, сканируют соседей по ряду на предмет созвучности мировосприятия, ищут знакомые лица и прячут бритые виски за китайскими веерами на андроиде. Неожиданные девушки плавают по залу откровениями – например, на одной девушке кожаная юбка с молнией сзади от подола до пояса. Я такого никогда не видела, очень интересно и захватывающе.

Диана Арбенина могла бы взрослеть и матереть в рамках большой рок-сцены достойно, без затертых до дыр рок-н-ролльных приколов: свобода, Питер, я твой, клуб 27, вечное самолюбование. Самое грустное, что в начале своего пути самурая, звезды (нужное подчеркнуть. – Прим. авт.) у нее периодически случались вполне себе естественные и по-настоящему живые песни – если опустить вопросы качества звукозаписи, ха-ха, аранжировки и другие смешные для конца русских девяностых вопросы.

К сожалению, достойного творческого развития не произошло. Группа ударилась в оглушительную пошлость и предсказуемость, а новые композиции звучат невольными вариациями старых. Конечно же, дело не в нехватке музыкальной одаренности – разве может неталантливый человек подписываться «д.ар.»? Не может. Мое скромное мнение – артист сошел с ума. Скорее всего, артист в какой-то момент решил, что он совершенен, раз на каждом концерте армия женщин забрасывает его цветами точнее, чем игроки «Чикаго Буллз» кольца противника. Заняв трон собственной избранности, артист, к сожалению, ослеп и не видит, как сильно ему малы его старые джинсы и монгольские скулы. А может быть, не хочет видеть – зачем, если в каждом городе его стабильно любят слегка похожие друг на друга люди.

Такой резкий фокус на собственной персоне наводит на нехорошие размышления о психологии личности – насколько я могу разбираться в том, что вижу, насколько это не совпадает с моим ощущением прекрасного. Я вижу тщеславие, невоспитанность, комплексы и глупость. Все связано в тугие узелки: тщеславие свойственно не уверенным в себе людям с букетом комплексов и ожиданий. Однажды ухватившись за лучик славы, они раскручивают его над головой, как лассо, теряя остатки адекватности. Попутно они теряют близких и просто вменяемых людей – их реальность перестает быть личным восприятием происходящего, она становится единственно верной точкой зрения. По-моему, все это гремуче смешалось в Диане Арбениной, и сцена как мощное увеличительное стекло многократно усиливает эффект.

Группа появляется на сцене стремительно; классический рок-состав «гитара–бас–барабаны». Я рассматриваю музыкантов. Сегодня со сцены Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича прозвучат не самые изощренные с технической точки зрения композиции – интересно, как их будут играть молодые ребята, мечтающие, возможно, о лид-партиях в Mars Volta или Sepultura. Подача ровная, ребята бодры и веселы, несмотря на то что это, кажется, двадцатый концерт тура по России. Допинг? Ударника не видно, басист улыбается и подпевает словам, которые знает, гитарист набрасывается на припевы с ножом.

Диана героична. Она носится с электроакустической гитарой по сцене – осваивает пространство, требовательно выуживает энергию из соло-гитариста, стучит ногами в пол чопорной и медлительной филармонии. Зал сидит, и на первых песнях чувствуется скованность. Наверное, играть в неподвижную аудиторию достаточно сложно – твои импульсы тонут в театральной рассадке, и каждой новой песне отвечают не криками одобрения, но робкими аплодисментами. Впрочем, уже ко второй или третьей песне в Диану швыряют букетом роз, лед непривычки тает. Диана довольно цокает языком.

Сегодня и всегда она роковая женщина в кожаных штанах, ее гитара ободрана медиатором от страстности изложения, и ее прононс все тот же – трагическое сопрано слегка в нос. «В моей крови есть что-то от звезд», «кто по жизни король, тот в любви королева». Новые песни существуют в привычном для себя климате: ломкий лед вступлений, цунами наэлектризованных соло и пушечные выстрелы припевов. Когда Диана хочет подчеркнуть особо драматический момент, она слегка приподнимается на ноту вверх, примерно так особо загадочные женщины приподнимают бровь по случаю и без – если бы вокальную линию можно было распечатать, она выглядела бы кардиограммой. Ее поэзия по-прежнему то подвергает сознание нейролингвистическому программированию, то полностью обескураживает. Новый альбом, например, восхищает пассажем: «На завтрак – Юля. В полдень – на карусели. Твои любовники давно облысели». Здравствуй, рэндом Есенина, хочется вторить неповторимому авторскому стилю вслед.

Диане не нравится играть стульям. Она сердится, что в филармонии мало рок-н-ролла – и устремляется в зал. Если Лена Василек обычно бегает туда босая, то Диана шагает с гитарой наперевес. Левый сектор счастлив – она пришла к ним, правый сектор сворачивает шею и тихо ссорится: «Таня, почему мы не купили туда билеты».

«Мы не играем для идиотов», – звучит следующая декларация жизненных правил. «Вы можете танцевать!» Самые доверчивые и любящие срываются со своих мест и занимают проходы, кажется, с этого момента Диана расслабляется и начинает играть в свое удовольствие, оставив в покое комплекс Безрукова. Она присаживается на монитор, смеется, шутит. На ней футболка с надписью – сначала показалось, что EROS, но нет, HEROES.

Начинается блок старых песен, и у всех окончательно расслабляются мышцы восприятия. Пара в возрасте довольно – дождались! – подпевает припеву: «Звезды тают на груди, поцелуев шелк», – девушки в проходах неистово машут друг в друга волосами под «Рубеж», к которому Диана уже готова, она отреклась от прошлых снов и гасит свет. Парень рядом со мной закатил глаза и шепчет наизусть лирику песни «Катастрофически». После обычной концертной интриги – спасибо, Нижний – группа исчезает, чтобы вернуться на бис с внушительным блоком старого и поднять со своих мест парализованных силой искусства.

Я чувствую себя достаточно одиноко на этом празднике поэзии и рок-н-ролла – я смотрю на артиста, который только что гордо объявил: «Нам двадцать лет» – и не понимаю, почему за этот долгий срок нельзя было освоить гитару чуть лучше, чем никак. Почему так тускло звучат баррэ, Диана? Нет ответа.

У всего этого есть короткая мораль. Хочется сказать спасибо мирозданию за наглядные примеры из жизни, как важно не относиться к себе слишком серьезно и не возводить внутри храм имени себя. Желаю всем хорошим ребятам гармоничного роста, без короны на куполе собственного я. Пользуясь случаем, передаю привет маме.

С майским выпуском «Селедки» мы финализируем свою эпопею с выдающимися демо начинающих и состоявшихся музыкантов и выпускаем официальный сборник «Водохранилища» в CD-формате. Финальный сплит «Водохранилища» будет распространяться в нашем онлайн-пространстве, а 100 коллекционных дисков будут доступны фанатам жанра в «Селедке и кофе», штаб-квартире нашего высококультурного издания.

Также почитать