"Самое важное и странное в городе"

«Делать WAFEst – это брать на себя ответственность в создании не просто фестиваля, а целого мира»
Куратор WAFEst Кира Коваль – о самом популярном и душевном фестивале этого лета

Тема шестого фестиваля WAFEst, который в этом году наполнится играми, квестами, импровизациями, интерактивными перформансами и арт-объектами, «шестое чувство». Для тех, кто готов ему довериться, фестиваль превратится в настоящее приключение.

Как всегда, основа всего – четыре стихии.

Стихия воздуха на WAFEst – это прежде всего музыка; крупных всероссийских звезд и поп- (от слова «популярных») исполнителей встретить не получится, но, как всегда, заявит о себе множество групп разных стилей и направлений, объединенных тем, что вся музыка фестиваля некоммерческая. Мелодичный инди, ирландский фолк, солнечное регги, экзотическая этника, уносящая в космос электроника, вечный рок-н-ролл и буги-вуги, фанк и вообще не поддающаяся стилизации красивая музыка – просто иди на звук, за «шестым чувством». Здесь у музыкантов блестят глаза и царит настоящее творчество, «не за деньги». У нас достаточно высокий конкурс – семь групп на одно место в лайнапе, это подтверждает необходимость и востребованность такого рода музыкальных событий. Впервые появится jam-сцена, на которой в свободном режиме будут проходить импровизационные сессии музыкантов фестиваля и свободные выступления групп, не попавших в лайнап.
Стихия земли – это огромное количество пространств с особой атмосферой и настроением, которые и составят вместе единую территорию фестиваля. Среди площадок есть и целые пространства-стихии, например fire-лагерь, и тематические, такие как «Йога-деревня», арт-пространство с мастер-классами ручной работы «А4», фрик-пространство «Кипяток», театральная зона и семейно-детская площадка «Дети на планете». Ну, и традиционно невероятно обширная программа мастер-классов – 350 на 20 пространствах. И в концепции «шестое чувство» мы призываем гостей фестиваля довериться «рулетке стихий» и попробовать себя в непредсказуемо выпавшем варианте.
Стихия огня на WAFEst представлена настолько ярко, что многие считают его лучшим огненным фестивалем в России. Кроме ежедневных мастер-классов, можно будет поучаствовать в атмосферном «покрутоне» на водной сцене под живые барабаны. Каждый такой покрутон – огненный спектакль настроения, с настоящими искренними эмоциями. Также гостей ждет массовый огненный флешмоб «По кромке воды», шоу жонглеров на сцене «Дракон» и конкурсная программа в новом театральном формате. И традиционное WAFE-show с выступлениями лучших артистов огненного искусства России и мира.
Ну а стихия воды, как всегда, унесет на парусах яхт и серфов, отправит сердце в пятки на тарзанке и fly-борде и познакомит с законами ветра на мастер-классах по виндсерфингу.

В этом году мы совместно с архитектурной студией Dutch в начале июня организуем «Деревянный Ветер» – конкурс арт-объектов для WAFEst. Участники фестиваля увидят результаты конкурса в виде тематических интерактивных архитектурных задумок в каждой из стихий.
Для нас делать WAFEst – это брать на себя ответственность в создании не просто фестиваля, а целого мира, дающего импульс вдохновения. Мы верим, что где-то посреди пахнущего смолой леса, свесив ноги с обрыва в тишине белого рассвета, слыша ритмы барабанов в своем пульсе, чувствуя силу огня в руках и нежность воды под ногами, в толпе поднимающих руки к лучам света и музыки, льющимся со сцены под звездным небом, ты почувствуешь, что наконец-то «дома».

Серф-лагерь Freedom на Горьковском море, 30 июня – 3 июля, 0+


And the Oscar goes to
Выставочный комплекс открывает большую выставку «Кино в Нижнем. От истоков до современности» – проект, посвященный Году кино в России, оформленный в духе церемонии самой популярной кинопремии

Директор НГВК Геля Деулина:

– Нижний Новгород – знаковая площадка для кинематографа. На Нижегородской ярмарке состоялись одни из первых киносеансов в России, здесь сняли множество фильмов во времена Советского Союза и продолжают снимать сейчас. Этой выставкой нам хотелось бы показать: мы – счастливые люди, мы можем видеть наглядно, как успешно развивается кино в нашем городе.

Выставку мы делаем совместно с Нижегородским отделением Союза кинематографистов России, а его председатель, Владимир Седов, даже предоставит нам оригинал знаменитой статуэтки «Оскар». Эту награду он получил как продюсер за «Лучший фильм на иностранном языке» – драму Никиты Михалкова 1995 года «Утомленные солнцем». Кроме того, будут работать еще два зала с очень интересной экспозицией, посвященной истории кино, его развитию, фильмам, которые снимались в Нижнем Новгороде, призам, которые получали наши режиссеры. Все это будет представлено в виде фотографий, инсталляций, реквизита – костюмов, предметов быта, осколков тарелок, которые разбивали как знак начала съемок.

Это событие будет интересно не только молодежи, которой интересно все, но и людям постарше, которые принимали участие в съемках советских фильмов. Совсем скоро мы начнем представлять этих людей, которые смогут поделиться своими воспоминаниями о съемочном процессе. Также мы планируем устраивать еженедельные встречи и мастер-классы с режиссерами, сценаристами и артистами кино – в ближайшее время будет сформирована подробная программа.

НГВК, 9 июня – 21 августа, 6+


«Искусство лени»

В рамках Музейной ночи на территории Кремля силами Арсенала и Нижегородского государственного художественного музея будет создано пространство умиротворения и спокойствия. Организаторы осознанно предлагают «лениться», ведь лень – продуктивная эмоция и может стать катализатором новых идей и внезапных мыслей. В программе «Вход в пространство лени» – «воздушный» объект Андрея Амирова, «Кроватотерапия» – знаменитая передвижная платформа во дворе Арсенала превратится в кровать и станет местом для сна, отдыха или оригинальных фотосетов, «Надо… а лень» – однодневная выставка постеров Григория Чернобая, флешмоб «Всем спать!» – когда еще удастся поспать в Кремле. Также будет много музыки и «ленивые» лежачие экскурсии по выставкам Арсенала и зданию до и после реставрации. Слава богу, наконец-то можно не торопиться.

Арсенал, 21 мая, 0+



Сахаровский фестиваль

Билеты уже в продаже, и очереди, которые выстроились возле кассы Нижегородской филармонии, почти неудивительны – на протяжении более двадцати лет для жителей города этот фестиваль один из самых любимых

17 разножанровых программ, около 400 музыкантов, 8 стран мира. Откроет фестиваль грандиозный концерт, в котором прозвучат произведения русских классиков: Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева и «Поэма Огня» Скрябина – «Прометей» в исполнении блистательного виртуоза Дениса Мацуева, камерного хора «Нижний Новгород» и Академического симфонического оркестра.

За время проведения, а фестивалю в 2017 году исполнится уже 25 лет, Сахаровский фестиваль обрел своих друзей – выдающихся музыкантов, артистов, чье участие в его концертах стало прекрасной традицией и гордостью филармонии. Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы», Сергей Крылов, Юрий Башмет и «Солисты Москвы», легендарный артист Сергей Юрский, который прочтет стихи и прозу Пушкина, Островского, Бродского и Бернса. Уникальный коллектив – квартет имени Бородина, буквально «живущий в Европе», тем не менее неизменный участник и фестиваля, и концертного сезона филармонии.

Традиционно пройдут дни, посвященные культуре и искусству зарубежных стран. Франция – джазовые импровизации и французская поэзия от группы Rimendo и новый синтезированный проект Михаила Рудя – «Гении анимации», посвященный русско-французскому художнику-графику, изобретателю игольчатого экрана Александру Алексееву. Нидерланды – современное музыкальное искусство, произведения голландских композиторов в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Рене Гуликерса и ударников Доминика Флейсхауверса и Сергея Буранова. Российской премьерой в этой программе станет исполнение Canto Ostinato Симеона тен Хольта. Арии, дуэты и симфонические фрагменты из опер Верди, Пуччини, Бизе, Вагнера, Гершвина и других композиторов прозвучат в исполнении звезд оперного искусства Америки под руководством Уилли Энтони Уотерса.

Два концерта фестиваля будут посвящены юбилею легендарной оперной певицы Галины Вишневской. Ретроконцерт с участием солистки Центра оперного пения Ирины Моревой и румынского виолончелиста Андрея Ионицы повторит уникальное историческое событие 12 ноября 1962 года. И впервые в Кремлевском зале состоится полномасштабная постановка оперы Леонкавалло «Паяцы» – «яркий, красочный спектакль, в котором страсти, кипящие в мире шутов и клоунов, боль и трагедия одиноких сердец трогают зрителя буквально до слез».

Такое пропускать нельзя.

Нижегородская филармония, 30 мая – 17 июня, 6+



«Стрит-арт делает из обычного города музей под открытым небом»

Сооснователь и куратор биеннале уличного искусства «Артмоссфера» и одноименного творческого объединения, куратор направления «Стрит-арт» фестиваля «Арт-Овраг» Сабина Чагина – о будущем уличного искусства в России, создании своего внутреннего города и уникальности Выксы в контексте стрит-арта

– Что значит быть куратором одного из направлений фестиваля, связанного с городской культурой? Какова ваша роль на «Арт-Овраге»?

– Куратором изначально придумывается некая концепция – в данном случае я задумала концепцию конкурса «Спектр города», в котором художники демонстрируют свои возможности, выражая эмоции через эскизы в заданных оттенках. Естественно, я участвую в отборе эскизов, которые присылают на конкурс, поскольку впоследствии лучшие работы появятся на фасадах домов, а это не то же самое, что просто рисунок оформить, фронт работ куда серьезнее. Помимо этого, мы организуем мастер-класс, в рамках которого профессиональные художники будут всем желающим показывать, как нужно рисовать. Не просто баллончиком у стены водить, а именно создавать полноценные работы. Это очень интересная методика, нам предстоит организовать людей так, чтобы у них в итоге получилось полноценное художественное произведение, отражающее характер целого города.

– Как вы можете оценить Выксу с точки зрения наполненности уличным искусством? По-вашему, это интересный опыт?

– Безусловно, это уникально и очень здорово – я была бы не против, если бы такие метаморфозы происходили с каждым небольшим российским городом. Хорошо, с каждым – это слишком громко сказано, но было бы отлично, если бы таких мест в России было хотя бы пять-шесть. Стрит-арт делает из обычного города музей под открытым небом, выводит его на новый уровень, и он в конце концов становится интересным по-настоящему – представляете, сколько единственных в своем роде картин!

– Как вы думаете, почему сегодня стрит-арт стал так популярен в России, ведь совсем недавно это была достаточно маргинальная вещь?

– Я бы не сказала, что стрит-арт и в XXI веке вышел из подполья – рисунки на стенах до сих пор считаются вандализмом даже в Британии, и Бэнкси – яркий тому пример. Властями поддерживается скорее такое направление, как монументальная живопись, которая берет свое начало в Латинской Америке, но никак не в Нью-Йорке. Многие, кстати, называют стрит-арт словом «граффити», но это неправильно: граффити – это, если можно так выразиться, автограф, но никак не рисунок.

– Можно ли сказать, что стрит-арт в России сегодня переживает расцвет?

– В 2010–2013 годах российские власти инициировали массу проектов, для которых уличные художники создали десятки, сотни рисунков! Это да, это был бум – такой мощный толчок в стрит-арт-культуре. То, что происходит сейчас, я бы скорее назвала неким периодом постмодернизма, который, кстати, порой принимает не совсем здоровые формы. Что касается будущего – здесь сложно что-то прогнозировать, но я все же надеюсь, что развитие будет, причем не только на количественном, но и на качественном уровне.

– Любопытно, но в России стрит-арт достаточно децентрализован – отличные художники живут не только в столице и Петербурге, но и в других городах, в частности в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Что вы об этом думаете?

– По-моему, во всем, что касается стрит-арта, и нужно делать акцент именно на регионы, потому что там намного легче все согласовывать и проводить. И потом, для регионов это неплохая социальная программа, в которую вовлекается молодежь. А если еще и научить красиво делать, то будет круто и для жителей городов: Выкса – отличный пример, смотреть приятно. Просто Москва в этом смысле перенасыщена, здесь у людей уже нет такой потребности в терапии искусством.

– Тема фестиваля «Арт-Овраг» в этом году «Создай свой город». Что эта фраза значит для вас? Каким образом человек может создать свой город?

– У меня призыв «Создай свой город» ассоциируется в первую очередь с культурой. И это не театр и не кино, а именно культура городской жизни: и дворы, и подъезды, и отношение к соседям. Культура в данном случае – это вообще такая вещь в себе, которая помогает выжить в каменных джунглях, не сбегая от проблем на острова и в другие страны, а создавать что-то интересное, ценное прямо здесь и сейчас, причем как вокруг, так и внутри себя. По-моему, это и есть создание своего города. Нет, ну можно, конечно, и красивый дом построить, и это тоже будет созданием, но я вкладываю в это понятие намного больше – наверное, ощущение счастья от того, что ты созидаешь.

«Арт-Овраг», Выкса, 3–5 июня, 0+

Также почитать