"Самое важное и странное в городе"

Самое важное и странное в городе
Графический кабинет
Художник, куратор программы «Графический кабинет» Евгений Стрелков открывает студию «Графические практики», где почти любой может стать полноценным художником

Сама идея «Графического кабинета» возникла из желания дополнить выставочную программу Арсенала новой живой и экспериментальной темой. Современная графика очень разнообразна и инновационна, это не только эстамп или рисунок, это и смешанные жанры – книга художника, компьютерная анимация, комикс, графический звук. Кроме того, в рамках программы наряду с современной графикой можно показать интереснейшие феномены прошлого – от лубка до конструктивистского плаката.
Все крупнейшие художественные музеи (и многие крупные библио-теки) имеют графические кабинеты – как выделенные структуры для хранения и изучения графики.
Мы же свой графический кабинет решили в выставочном формате – четыре экспозиции в год. Ну, и чтобы наша публика лучше понимала, что мы выставляем, затеяли еще и лекции о графике.
Наконец, в продолжение выставок и лекций было решено открыть студию «Графические практики» – для людей, которые захотят работать в графике именно как современные художники. То есть экспериментировать, анализировать – словом, мыслить искусством. Нельзя сказать, что в студии мы будем учить, скорее создавать условия для самообучения и взаимного обучения студийцев. Каждое занятие будет включать получасовой лекционный блок – это может быть просто короткий рассказ с примерами о какой-то группе, школе, направлении. У меня как у руководителя студии нет желания плодить собственных клонов, хочется, чтобы в перспективе появились самобытные художники.
За полгода, наверное, не стать художником со статусом, с известностью – но можно нащупать свою тему, собственные художественные средства – и развивать их.
Возрастных ограничений нет, но мы больше рассчитываем на молодых людей, готовых к эксперименту, имеющих на это время и задор, в то же время имеющих какой-то опыт и, возможно, навыки. Технологиям мы тоже немного будем учить и дадим возможность что-то сделать самостоятельно в технике линогравюры или, скажем, шелкографии.
Мы не готовим графических дизайнеров или книжных иллюстраторов – для этого есть другие студии и курсы. Мы формируем современных художников, которые работают со смыслами современности средствами графики и электронных медиа. Они будут выступать на групповых выставках и фестивалях, пытаться получать гранты на создание произведений, участвовать в конкурсах. Публиковаться, выставляться, может быть, даже продавать свои работы в галереях – как пойдет. Все современные художники очень разные – посмотрите хотя бы на примере тех, кого мы выставляем в Арсенале. Общих рецептов нет. Гарантий нет. Но есть возможности!
Собеседования пройдут 9 сентября – 19:00–21:00, 10 сентября – 16:00–18:00, медиатека Арсенала. Подробности по почте rivervolga2012@mail.ru. Обучение бесплатное.

Открытая карта
Координатор волонтерских лагерей молодежного движения «Сфера» и организатор языковых встреч «Солянка»  Екатерина Романова придумала новый фестиваль, посвященный городу и состоящий исключительно из экскурсий
– Расскажите о концепции фестиваля «Открытая карта», что это вообще такое?
– Фестиваль экскурсий – это своего рода платформа, которая дает сразу несколько возможностей: показать интересные локации, донести идею, рассказать о проблеме, найти единомышленников, стать туристом на день и узнать что-то новое о своем городе. Идея «Открытой карты» еще в том, чтобы приоткрывать темы и места, которые не так «раскручены» или известны в городе, и это делают не только профессиональные гиды, но и все, кому есть о чем рассказать.
– Как это происходило в Петербурге, ведь именно там зародился подобный фестиваль в России?
– «Открытая карта» проходила в Питере уже три раза, и всегда с большим успехом. Открытием фестиваля стал бездомный Вячеслав Романович Раснер, которого местные называют петербургским Дамблдором: в прошлом учитель биологии и географии, он смог осуществить свою давнюю мечту – водить регулярные экскурсии по Невскому. Проект был придуман Олей Поляковой и Сашей Ким из Sputnik8.com, и сама Оля во время фестиваля водит экскурсии на полузабытый остров в середине города.
– Какие экскурсии подразумеваются в Нижнем и кто их будет проводить?
– Надеюсь, что получится провести экскурсию закрытыми глазами с незрячим гидом совместно с Нижегородским центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», познакомиться со всеми занятными местечками на Почаине, изучить дворы и деревянные дома в центре города, оценить новые микрорайоны вместе с архитектурным критиком Мариной Игнатушко, проникнуть на хлебозавод, а еще погулять с уличным художником, орнитологом и фотографом.
– Почему сегодня разного рода экскурсии вдруг стали неожиданно интересны жителям? Откуда такой тренд?
– Мне сложно сказать однозначно, но, наверное, сейчас в принципе пытаются проводить новые интерпретации, казалось бы, очевидных вещей, и всегда интересно, что нового могут сказать, например, со-временные писатели о Горьком, архитекторы – о советском наследии, а краеведы – о Минине и Пожарском, под каким углом зрения они могут об этом интересно рассказать. Помимо этого, люди стремятся к более осмысленному досугу, и отправиться на прогулку с экспертом в своей сфере и узнать чуть больше о городе – хороший вариант.
– Чего вы ждете от этого фестиваля?
– Я сама рассматриваю этот проект как возможность почувствовать себя туристом в своем родном городе, когда хочется изучать все закоулки, постоянно удивляться красоте города и с легкостью знакомиться с новыми людьми – будет круто, если Нижний всегда будет для меня таким. Кроме того, мне хочется использовать этот проект, чтобы поэкспериментировать и повеселиться, познакомить город с десятком сумасшедших энтузиастов, влюбленных в свое дело и свой город, и вообще оказаться в совершенно новых для себя местах и районах за пределами привычного маршрута.
– Можно ли вообще в полной мере назвать это событие фестивалем?
– Думаю, да, хотя, конечно, при отсутствии фудкорта и детской зоны сложно ставить «Открытую карту» в ряд привычных фестивалей. В эти два дня в городе параллельно пройдет около 20–30 экскурсий, объединенных одной целью – «открыть» город своим же жителям.
– Город должен быть открыт жителям – с этим никто давно не спорит, как вы считаете, как дела обстоят в Нижнем, наш город открыт?
– Конечно, Нижний более закрытый, чем многие российские города, из-за своего статуса в советское время или в силу своей провинциальности, но все равно он мне кажется открытым жителям. Я ощутила это, пока мы гуляли по городу и снимали видео для фестиваля: местные мужики чуть ли не брали за руку и вели показывать старинную металлическую плашку на доме или разрешали погулять по внутреннему двору дома. Так что да, Нижний открыт.
Экскурсии пройдут по всему городу 16 и 17 июля, 0+
Подробнее: http://vk.com/opennnmap
 
Ляпота
– Мне всегда было довольно сложно охарактеризовать или причислить плоды своего труда к какому-либо художественному стилю или направлению, а если говорить честно, я даже задачи такой перед собой не ставил. Думается, что это больше искусствоведческая работа, но все же для удобства и некоей конкретики я называю то, чем занимаюсь, «родионовской росписью». Сформировался стиль не моментально, и повлияло многое. Вот, к примеру, в юности меня сильно волновало творчество Василия Григорьевича Перова, именно смысловая начинка его работ, и этот факт не замедлил отразиться в моих работах. Малые форматы Пауля Клее и «детскость» Хоана Миро также внесли свою лепту. Юношеские попытки проявить себя на музыкальном поприще и поэтическо-прозаические пробы пера тоже способствовали формированию творческого «я». Знакомство с музыкой Тома Уэйтса, помнится, оглушило, как гром, и склонен полагать, что и это оставило довольно ощутимый отпечаток.
Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев говорил, что «красота – это страшная и ужасная вещь». Спорить с гением сложно, тем более что мне данное определение красоты видится вполне правдоподобным, но в своей живописной серии работ под названием «Ляпота» я пытаюсь ответить на немного иной вопрос. Что вообще есть красота жизни? Какова она – современная жизненная ляпота? Из каких кирпичиков сложена она, в какие цвета покрашена, каков интерьер сего сооружения? Зная эти факты, уже можно будет заключить, и каков фундамент, основание. И обследование это – невероятно важный процесс, а результат позволит задать новые вопросы, которые уже висят тучей. А тучу непременно хочется разогнать. Радугу хочется увидеть. И солнышко.
Отмечу, что на выставке будет представлена часть работ из серии, потому как тема невероятно обширна и глубока, и до финала пока ух как далеко…
«Буфет», до 20 июля, 16+

ЖЖ
«Жизнь живых» – новая масштабная выставка, посвященная отношениям искусства и города. Проект предлагает исследование городского пространства как единой экосистемы, частью которой являются растения и животные, дома и люди, обитаемые и покинутые пространства. Результаты серии арт-резиденций, которые подготовили кураторы Алиса Савицкая и Артем Филатов, можно будет увидеть как на выставке, так и в городе. Локальная нижегородская тематика с помощью коллекции Государственного центра современного искусства (Москва) будет включена в глобальный контекст, так что родные нижегородские «деревяшки» окажутся по соседству с произведениями настоящих звезд искусства ХХ–ХХI веков: Стефана Балкенхола, Эрвина Вурма, Яниса Кунеллиса, Александра Родченко и многих других. Кроме того, по многочисленным просьбам зрителей в Арсенал вновь вернется «Живой уголок» – инсталляция художника Владислава Ефимова, посвященная уходящей деревянной архитектуре Нижнего Новгорода. «Селедка» публикует пять эпизодов, посвященных подготовке выставки.

1. Сапоги на Гоголя

В ходе подготовки выставки кураторы изучали произведения искусства, которые сегодня располагаются в историческом центре Нижнего Новгорода. Так, была обнаружена характерная для современного нижегородского искусства работа, получившая условное название «Сапоги» и поначалу ошибочно приписанная команде «ТОЙ». Историю создания работы открыла исследователь Олеся Филатова. В фильме «Мисс миллионерша» (1988), снятом в городе Горьком, на заднем плане одной из сцен художник изображает на краснокирпичном брандмауэре разрушенного дома многометровые ноги в сапогах. Изображает с натуры: рядом, на возвышении, ему позирует щупленький работяга с лопатой в руке – очертания лопаты и по сей день заметны рядом с выцветшими, но по-прежнему парадно-монументальными сапогами.
Олеся Филатова, городской исследователь:
«В поисках героев для своей рубрики в “Селедке” я отправилась в гости к художнику Евгению Николаевичу Чигину, который бережно хранил страховую доску от дома номер три на Ильинской, где сейчас в полуподвале располагается его мастерская. Во время интервью в квартире, в довольно современной обстановке, фигурировали интересные антикварные предметы мебели. Среди них был, например, буфет, на дверце которого когда-то расписался Николай Караченцов. И, оказалось, неспроста. Вся раритетная мебель была задействована при съемках фильма 1988 года “Мисс миллионерша”, которые проходили в Горьком как раз с Караченцовым в главной роли. Для одного эпизода там требовался художник, который будет на заднем плане рисовать сапоги, это-то и был друг Евгения Николаевича».

2. Кружева на Нестерова


Все произведения, отобранные из коллекции ГЦСИ для выставки «Жизнь живых», тем или иным образом ассоциируются с нашим городским пространством – с темами и образами, фактурами и материалами, домами и растениями. А девятиметровое кружевное полотно художницы Сильвии Явен «Чья-то проблема» не только напоминает о вечно зашторенных окошках старинных домиков, но также имеет свою художественную пару – масштабную работу «Кружева памяти» Стаса Доброго и Тимофея Ради, сделанную в рамках фестиваля уличного искусства «Новый город. Древний».
Артем Филатов, художник, организатор фестиваля уличного искусства «Новый город. Древний»:
«“Кружева памяти” – центральная работа фестиваля уличного искусства “Новый город: Древний”, прошедшего в 2015 году. Художники Тимофей Радя из Екатеринбурга и Стас Добрый из Москвы изучали историю дома, благо сами жители в свое время написали целую книгу о нем, чтобы лучше понять, что и как можно создать на здании с таким богатым прошлым. В итоге дом был расписан со всех сторон элементами кружевных салфеток, напоминающих нам о наших бабушках и дедушках, а значительную часть работы заняли цитаты из труда Августина Блаженного “Исповедь”, где он рассуждает об устройстве человеческой памяти».


3. Незнакомка Л.М.И.

Чтобы придать жизнь строгим музейным экспонатам, кураторы выставки «Жизнь живых» решили дополнить экспозицию артефактами из городской среды. Внимание решили уделить не очевидным сокровищам, которые собирают многие нижегородские коллекционеры и любители старины, а очевидно нехудожественным предметам, за которыми стоят живые истории. Например, на протяжении нескольких месяцев Артем Филатов разыскивает таинственную Л.М.И. – незнакомку, общавшуюся с городом и жителями с помощью письменных объявлений, которые она расклеивала в публичных пространствах.
Артем Филатов, художник, организатор фестиваля уличного искусства «Новый город. Древний»:
«Впервые я увидел объявления Л.М.И. более пяти-шести лет назад. В царстве рекламы, бесконечных наклеенных предложений о купле-продаже, это был островок жизни. Точно не вспомню, сколько удалось увидеть объявлений воочию, но то, что они, хрупкие бумажки, быстро сдирались и исчезали, заставило меня сохранить себе один экземпляр, другой экземпляр оказался в коллекции у моего друга. У нас нет информации по поводу того, кто скрывается под инициалами Л.М.И., также нам не известна ее судьба на сегодняшний день. Поэтому мы собираем всю возможную информацию: фотографии, воспоминания о содержании других объявлений. Мы будем очень признательны, если кто-то, кто обладает этой информацией, смог бы поделиться ею с нами. Для нас легенда о Л.М.И. представляет большую ценность как артефакт культуры современного города, где межличностная коммуникация в городском пространстве исчезает и растворяется в потоке рекламы и благоустройства».

4. Борская пойма

В рамках «Жизни живых» будут представлены результаты арт-резиденций – художественных исследований форм городской жизни, проведенных специально приглашенными художниками. Один из них, Илья Долгов, отправился исследовать заливные луга «на той стороне» Волги. Без палатки и экипировки, без огня и средств связи, Долгов целую неделю в одиночестве изучал отношения природы и города. Физическое испытание не являлось самоцелью художника, который просто не желал отвлекаться на излишние блага цивилизации и хотел максимально сконцентрироваться на процессах, разворачивающихся перед его глазами.
Борская пойма была выбрана Долговым не случайно. Именно здесь природа открывается городу, а город – природе. Луга дают ощущение если не загорода, то пригорода в самом сердце города. Из лугов открывается панорамный вид на все главные достопримечательности: Кремль, Чкаловскую лестницу, набережную Федоровского, собор Александра Невского. Зажатые между городами, мостами и переправами, луга остаются глухими местами, из которых по-новому открывается наша привычная городская жизнь.

5. Гербарий в «Селедке»

Благотворительные аукционы газеты «Селедка» – источник артефактов и редких вещей, найденных в городе у самых разных людей: профессиональных старьевщиков, бабушек, продающих свой скромный скарб на немногочисленных развалах, случайных людей, жертвующих редакции то каракулевую шапку-пирожок, то советский кофейный сервиз, то барельеф из рязанского дома-музея Сергея Есенина. Так произошло и с гербарием по курсу общей биологии, который тележурналист Мария Ульянова нашла выброшенным возле частной школы на набережной Федоровского и презентовала «Селедке». Гербарий стал лотом аукциона, его выкупил галерист Рустам Коренченко и подарил куратору Алисе Савицкой. Так гербарий обрел новую жизнь и после помойки и аукциона принял статус экспоната выставки «Жизнь живых».
Арсенал, 16 июля – 4 декабря, 0+

Также почитать