"Все развлечения Нижнего Новгорода в 1917 году"

Что покупать

Где снимать жилье, как добираться до Канавина и обратно, сколько можно выиграть в лотерею-аллегри, чем опасен белый цвет и почему летом отменяют рукопожатия – в подробном и почти аполитичном гиде «Селедки» по Нижнему Новгороду сто лет назад

Что покупать
Продавец подержанных вещей: домашней утвари, разных инструментов и бытовых предметов

Еще в начале года в магазинах города можно было позволить себе многое. Кофейники, хрустальную и алюминиевую посуду, вещи для подарков, сервировку для буфетов и ресторанов, туалетные и умывальные приборы. В объявлениях часто встречается информация об аукционной распродаже имущества после смерти владельца или спешной продаже турецкого дивана и кадок с пальмами. Отправиться за покупками, пока окончательно не наступила революция, можно в Специальный полотяный магазин Ф. П. Горчакова на Большой Покровке, где можно прикупить льняные полотна и скатерти, одеяла, мужское и женское белье. Также на углу Большой Покровки и Осыпной следует зайти в прославившийся магазин «Домашнее хозяйство»1.

Бойкот магазина «Домашнее хозяйство» на Осыпной улице. Приглашаем всех гражданок и граждан не покупать никаких вещей в магазине «Домашнее хозяйство». Причина бойкота – увольнение четырех служащих и двух мальчиков за требование увеличить заработок. Требования служащих были весьма скромными и утверждены Союзом служащих. Пусть гражданки и граждане знают, что только современная дороговизна жизни заставила служащих требовать увеличения заработка. Кто из граждан знает, как сейчас трудно жить, кто не желает, чтобы служащие жили впроголодь, тот пусть поддержит их требования и не купит ни одной вещи в магазине. Граждане и гражданки, выполняйте свой долг, этого требует честь свободных людей! Этого требует трудовая демократия!

На Нижнем базаре обратите внимание на посудо-ламповый магазин Николая Михайловича Князева и модно-галантерейный оптово-розничный магазин Ивана Петровича Полякова с большим выбором всяческого дамского товара, в ассортименте – кружева, тюль, гипюр, искусственные цветы, пуховые платки и зонты, трости, горжетки. На Рождественской улице напротив магазина Бряева советуют покупать чернила, ваксу, трактирский чай, горчичное масло и перец.

С середины года ситуация на рынках значительно изменилась: отсутствовали необходимые предметы потребления: мука, соль, дрова. Продукты дорожали, а в продовольственных магазинах выстраивались длинные очереди. С рынка исчезли проволока, гвозди, подковы, железо, обувь, ткани и многое другое. Поговаривали о папиросном кризисе. В «Нижегородском листке» про это упоминается: «Мошенническая проделка. Кр. К. И. Ракутин заявил милиции, что 1 июня неизвестный солдат предложил его матери П. Ракутиной купить табачный товар, для чего повел ее в Болотов переулок и здесь, получив с нее 200 руб., зашел во двор одного дома, где якобы находится товар, но более со двора не возвращался, скрывшись неизвестно куда». 200 рублей! Цена баснословная, учитывая, что некоторые рабочие в месяц получали 20–30 рублей. Сократилось количество производимого мыла, с прилавков исчез чай, который можно было приобрести тоже только по спекулятивной цене – 15–18 руб. за фунт.

Если ваша поездка в Нижний Новгород выпала на лето, то следует помнить, что инфляция на предметы первой необходимости в то время достигла 836%, а на продовольствие – 1109%, с учетом того, что зарплата составляла 65% довоенного 1913 года. С хлебом тоже было непросто. Вначале по карточкам выдавали 600 граммов хлеба на человека, но с 20 сентября суточная норма выдачи хлеба в городе уменьшилась до 400 граммов.

Опасайтесь беспорядков, которые были в то время не редкость. Например, из-за отсутствия хлеба было разгромлено помещение продовольственной управы на Большой Покровке, где были разбиты стекла, мебель, похищены бланки продовольственных карточек и печати управы. Властям пришлось в долг попросить хлеба у сормовской продовольственной организации рабочих и позаимствовать из армейских запасов.

Появление «хлебных ходоков». Тысячи крестьян уезжали за хлебом в Казанскую губернию, как тогда говорили, «на Каму». В основном привозили по 4–5 пудов хлеба на ходока. Хлеб выходил дорогой, раза в 3 дороже, чем местный, но хлебные ходоки брали хлеб, не торгуясь, резонно рассуждая, что «деньги есть не будешь».
 
Еще до всеобщей паники воровство было абсолютно типичным, и заметки, посвященные кражам, в местных газетах «Волгарь» и «Нижегородский листок» занимали достаточно места.

Протокол на лавочника. Вчера в бакалейной лавке И. А. Рыжова на углу Варварки и Б. Солдатской улицы санитаром из Дома трудолюбия была куплена селедка, которая оказалась тухлой. Почему покупатель потребовал обменять ее, в чем ему было отказано, была приглашена милиция, к лавке собралась масса публики, которая потребовала производства в лавке Рыжова обыска. При обыске найдена была целая бочка тухлых селедок, по поводу чего на Рыжова во второй части составлен протокол, вслед за жалобой санитара во второй части явилось человек до 30 с жалобами на Рыжова и его жену, продававших товар из лавки в 3–4 раза действительной стоимости. Рыжовы привлекаются к законной ответственности.

1 Бойкот магазина «Домашнее хозяйство» на  Осыпной улице. Приглашаем всех гражданок и  граждан не покупать никаких вещей в  магазине «Домашнее хозяйство». Причина бойкота  – увольнение четырех служащих и  двух мальчиков за требование увеличить заработок. Требования служащих были весьма скромными и  утверждены Союзом служащих. Пусть гражданки и  граждане знают, что только современная дороговизна жизни заставила служащих требовать увеличения заработка. Кто из  граждан знает, как сейчас трудно жить, кто не желает, чтобы служащие жили впроголодь, тот пусть поддержит их требования и  не купит ни одной вещи в  магазине. Граждане и  гражданки, выполняйте свой долг, этого требует честь свободных людей! Этого требует трудовая демократия!

Также почитать