"Все развлечения Нижнего Новгорода в 1917 году"

Чего опасаться / Происшествия

Где снимать жилье, как добираться до Канавина и обратно, сколько можно выиграть в лотерею-аллегри, чем опасен белый цвет и почему летом отменяют рукопожатия – в подробном и почти аполитичном гиде «Селедки» по Нижнему Новгороду сто лет назад

Чего опасаться / Происшествия
Перевозные пароходы из села Бор

Больше всего стоит опасаться не попрошаек и не типичных посетителей Бугровской ночлежки, а солдат: призываемые на военную службу на улице поют непристойные песни и оскорбляют «приглянувшихся», а в лавках и кафе пристают к горожанам с требованиями «на чай» и «на табак». Консервативные жители предлагают восстановить добрую старую розгу, а городская управа отправляет бумаги в Совет солдатских и рабочих депутатов, чтобы остановить бесчинства военных. Обычное дело для семнадцатого года, когда, например, в городской народный сад без платы врывается почти 1500 солдат.
 
Но если оказаться не в то время не в том месте, можно пострадать куда сильнее, как, например, несчастный техник Андреев, которого 14 мая пьяные солдаты избили камнями и палками, бросили в реку и добили, когда он попытался вылезти на берег – всего-то за то, что он при землечерпании вывесил в качестве вехи белый флаг.

1. О возмутительном убийстве. Читатель найдет сегодня в газете подробности возмутительного убийства техника Андреева, погибшего из-за белой вехи. При изысканиях для землечерпания употребляются вехи разных цветов, причем в большом городе при свете дня, на глубину. И вот толпу взволновал белый цвет, как прежде такую же красный цвет. Возбуждению толпы содействовали слухи о готовящемся якобы погроме, аресты некоторых лиц и слишком демонстративные меры, которые принимались по охране города. Невежественная толпа заволновалась, увидев белый флаг, и расправилась с несчастным техником, водружавшим его по службе. Никакие резоны и объяснения не могли остановить дикой толпы, и честный труженик убит темною дикою толпой без всякого основания и повода со своей стороны. Случилось это не в какой-либо глухой деревне, где жгут колдунов и колдуний, а в большом городе, при свете дня, на глазах громадной толпы, в которой если и были культурные люди, то, очевидно, ничего не могли сделать, так как были в ничтожном количестве. Выходит, что и в нашем большом городе некультурная дикая толпа преобладает над культурной, и это страшно, потому что ведь и эти некультурные люди теперь граждане, они тоже судят о войне и мире, они рассуждают о политических партиях. Увы, при такой некультурности непрочной представляется наша общественная жизнь. Несчастный убитый техник Андреев – это как бы олицетворение этой непрочности.

2. Белый цвет (смешное и грустное)
Отныне я боюсь белого цвета. Эмблема невинности и чистоты должна отойти в область преданий. Девушки чистые, кроткие и нежные, не носите белых платьев! Не ходите в них к причастию во дни покаяния, в свои золотистые волосы не вплетайте белых роз! Мне страшно за белый цвет. Я уже сменил свой белый носовой платок на алый. Я уверен, что магазины, имеющие больше запасы белых носовых платков, потерпят крах и понесут убытки. Каждый гражданин из чувства самосохранения и не желая быть выброшенным в Волгу, должен отныне навсегда проститься с белым цветом. Проходя мимо белых домов, я невольно шарахаюсь от них в сторону и жмусь к другим, имеющим какую-нибудь другую окраску. Владельцы этих белых домов должны теперь же перекрасить или в красный, или иной какой-нибудь благонадежный цвет, иначе я опасаюсь за судьбы этих невинных зданий. В саду моего соседа расцвела белая сирень, я боюсь этой белой сирени, я опасаюсь за своего соседа и иных ему подобных, насадивших это опасное растение. Великодушные хозяюшки, ради всего святого, не покупайте ни молока, ни сметаны, ни яиц! Ничего подобного, ибо в своих нежных желудках разведете монархию! Кушайте на здоровье отечественную свеклу, морковь, помидоры и запивайте хлебным интернациональным квасом! Боже вас сохрани напудриться или выхолить свое лицо до идеальной белизны, для появления на улице рекомендую вам, очаровательные гражданки, надевать ярко-красные вуали, я чувствую, что вы добродушно улыбаетесь, читая эти строки, но разве мои опасения не основательны? Повторяю, что мне становится страшно за белый цвет.
Иван Трубин
 
3. Развалившаяся русская армия сорвалась с фронта и хлынула обратно в Россию, без надежд, без продовольствия, без дисциплины. Солдаты грабили все подряд. В начале октября из художественного музея был похищен пейзаж Исаака Левитана, подаренный Горьким. В краже подозревался неизвестный в военной форме.
 
Но, кроме солдат, не стоит недооценивать воров и жуликов – проворных ребят, готовых вытащить ваши деньги из кармана пальто в трамвае, похитить узел с вашими вещами с прилавка магазина, забраться к вам в дом или даже опоить вас наркотическим средством, чтобы завладеть ценным имуществом.

1. Обобранный. Приехавший в Нижний край Тулузаков заявил розыскному отделению, что вечером 31 мая, когда он пил чай в трактире Гурьяновой на набережной со своим знакомым Чаадаевым, к ним подсел знакомый последнего – Доледулин и потребовал бутылку «столового напитка», выпив которого один стакан, Тулузаков почувствовал себя дурно и отправился в свой номер – в номера Погодина. Доледулин вызвался проводить его и попросил остаться ночевать. Наутро Тулузаков обнаружил пропажу его бумажника с 590 рублями внутри. Чинами розыскного отделения выявлено, что кражу совершил Доледулин, усыпив Тулузакова наркотическим средством.
2. Нечаянный выстрел. Вчера, в 8 ч. вечера, прапорщик 183-го пехотного полка Гаев, зайдя к своему сослуживцу, прапорщику Добродееву, в д. № 16 по Новой ул., стал рассматривать принадлежащий Добродееву револьвер системы Браунинга, предварительно вынув из него обойму с пулями. Сидя лицом к Добродееву, стоявшему вблизи, Гаев стал нажимать собачку револьвера, причем неожиданно раздался выстрел, очевидно, случайно оставшейся пулей, которая попала в живот Добродееву, пройдя навылет. После перевязки, сделанной в Кутайсовской лечебнице, Добродеев в бессознательном состоянии был отправлен в губернскую земскую больницу. По заключению врача г. Зинланда, рана является опасной для жизни.
3. Жестокий самосуд. Нам рассказывают о следующем случае жестокого самосуда пассажиров одного из  пароходов  над обличенным жуликом, одетым в солдатское платье. Жулик этот был пойман с поличным. Новость о поимке вора, «работавшего» под видом солдата, вызвала дружный взрыв негодования среди солдатской массы. Раздались угрожающие крики. Вскоре на несчастного посыпались удары. В заключение пришедшие в ярость солдаты схватили несчастного воришку за голову и ноги и на полном ходу парохода выбросили за борт. Командир парохода сделал было попытку отдать распоряжение, чтоб утопающему были брошены спасительные круги, и уже намеревался застопорить машину, но ему пригрозили такой же участью, и пришлось смириться.

Также почитать