"Абракадабра"

Главный редактор газеты «Селедка» Мария Гончарова отправилась на магическое представление, а попала на детский утренник
Все фотографии сделаны на телефон и с высоты третьего ряда амфитеатра

Дэвид Блейн 44 дня без еды висит в капсуле и превращает однодолларовые банкноты в стодолларовые, фокусник Динамо ходит по Темзе как по земле, Пенн и Теллер ловят пули зубами, а Дэвид Копперфилд заставляет исчезнуть Эйфелеву башню и статую Свободы. В России со времен Игоря Кио и Амаяка Акопяна с популярными фокусниками всё не слишком весело, и эту нишу заняли братья Сафроновы, известные прежде всего по телеэпопее с невероятным количеством сезонов «Битва экстрасенсов». Там они себя позиционируют как «скептики» и все экстрасенсорные чудеса воспринимают с холодной головой (при этом не переставая каждый раз удивляться правильно угаданному человеку, спрятанному в багажнике одного из авто на парковке).

Все помнят знаменитый булгаковский эпизод с варьете, дождем из ассигнаций и оторванной головой конферансье Жоржа Бенгальского. «Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой» – выходки примерно такого порядка ждешь от «иллюзионистов номер один в России», как они сами себя величают. Поэтому настрой у аудитории, собравшейся на шоу, достаточно боевой. Отовсюду слышны шуточки про магию, «смотри, как бы они не заставили тебя исчезнуть навсегда» и прочее мракобесие.

Шоу Сафроновых «Молния» с успехом колесит по России, собирая полные залы восторженной публики, и это не фигура речи, в театре оперы и балета, где они дислоцировались в Нижнем Новгороде, яблоку негде упасть, а все козырные места в партере проданы задолго до даты представления. Здесь на каждую экзальтированную фанатку Джулии Ванг, Александра Шепса или Мехди Эбрагими Вафа (для несведущих – это все победители «Битвы экстрасенсов») приходится невинный ребенок лет семи, который оказался здесь по велению сердца матери, хрустального шара и медийных лиц рыжеволосых братьев. Шоу, атрибутированное как семейное, на волне дефицита детских мероприятий в городе очень востребовано – позади меня шесть детей в ряд готовятся к просмотру с запасами газировки и «спаровским» пакетом, под завязку набитым чипсами и сухариками; справа – суетящаяся школьница, которая в течение десяти минут три раза меняется местами со своей мамой, вычисляя, откуда будет лучше наблюдать за фокусами; впереди – мальчики, которых привел папа и просит не шуметь и «смотреть во все глаза, а дома обсудим»; слева – в качестве исключения пара пенсионеров. В роли приведенной на эстетический убой жертвы выступает дедушка, который капитулировал с половины представления, его же супруга наблюдала шоу во все глаза и даже больше (на ней без прикрас было две пары очков и бинокль в качестве бонуса).

Само шоу – много света, видеоарта с пламенем, грохочущей музыки (случается Боуи и хитяра Human от Rag’n’Bone Man), футуристичного дизайна, ассистенток в лиловых пайетках и, конечно, плотного общения с публикой. Вот два брата «разрезают» третьего, который нарядился в серебристый костюм космонавта, вот у одного из них романтичный номер с левитирующей партнершей, вот брат брата заковывает в замки – и ему за сколько-то минут нужно выбраться из клетки, где его того гляди прихлопнет гигантский капкан – народ застывает, и тишину нарушает лишь третий из неуемных Сафроновых, выкрикивающий обратный отсчет. Когда пленник наконец-то вырывается из уз (конечно, на последней секунде), публика ревет и благодарно устраивает овацию.

В целом, несмотря на всю близость хедлайнеров, в зале царит атмосфера обиды, зависти и упущенных возможностей. Особенно это ощущается в амфитеатре, куда не долетает мячик-жребий, с помощью которого братья выбирают участников шоу (если сидишь далеко от сцены, а это мой случай, можно оглохнуть от реплики «Ки-и-идай выше-е-е!», которая произносится громко, истерично и многоголосно до нескольких раз за вечер). Дети, чтобы поучаствовать в фокусе, сбивают своих соперников в партере и ревут от неудачи, что выбрали кого-то другого (и есть из-за чего! Одной девочке подарили целую гирлянду из конфет). Сафроновы же продолжают заигрывать с аудиторией 6+: «Дети! Вы верите в “Битву экстрасенсов”?» – «Даааааа» – стены оперного дрожат от бескорыстной младенческой любви ко всему магическому. «Бедные дети», – сокрушается брат, поддерживая образ скептика.

Периодически фокусы сменяются лирическими отступлениями. Оказалось, что братья не только иллюзионисты, но и неплохие исполнители песен под фонограмму. Сначала один Сафронов взялся за микрофон и спел что-то про любовь и сны, потом второй завел про то, что все «фокусы – это мечты», ну а почти в конце шоу состоялось массовое выступление на тему любви к маме, с многочисленными детскими фотографиями на экране и невероятным превращением братьев в мальчишек младшего школьного возраста. Все мамы, если что, охают и ревут.

В какой-то момент становится понятно, что же это все в итоге напоминает – никакое это не «по Булгакову», на что я тайно, честно говоря, рассчитывала, а рядовой детский утренник в лучших его традициях. Выступление аниматоров тире фокусников, угощение сладостями и чаепитие, игры и веселье, на закуску – песня про маму и «главное слово в каждой судьбе», в интерпретации Сафроновых: «Мама, когда уйду – не плачь, не надо».

В финале один из братьев направляется на встречу с машиной Тесла и устраивает шоу с молнией. Пахнет шашлыком и бенгальскими огнями, дети пищат, а у меня болят глаза, потому что мама с детства предупреждала не смотреть на электросварку. Шоу заканчивается, когда, наверное, раз в двадцать шестой братья принимают стойку как на рекламном постере, каждый вытянув свою длань куда-то в зал и в потусторонний мир одновременно. На выходе из оперного недовольный старшеклассник высказывает родителям, что новых фокусов Сафроновы показали всего два, и могли бы получше подготовиться, и вообще «чего вы меня сюда привели». Ох уж эти недовольные дети.

Также почитать