"Бородино"

Публицист Кирилл Лодыгин усомнился в заявлении Патриарха Московского и всея Руси о взаимоотношениях Церкви и государства

Правду говорить легко и приятно. Предстоятель Русской православной церкви, судя по всему, так не считает. Но и главным искусством политика – лгать убедительно и ловко – патриарх овладеть не смог. Его ложь всегда настолько безыскусна и по-детски беззащитна, что любое его публичное выступление грозит обернуться скандалом не меньшим, чем наделавшая шума история с часами. Положение спасает только авторитет его сана. К сказанному Патриархом принято относиться со слепым доверием.
Но любой авторитет может быть поставлен под сомнение. Время от времени такое случается.
В сентябре СМИ проинформировали нас о встрече Патриарха Московского Кирилла с японскими журналистами. «Клерикализация – миф!» – заявил предстоятель Русской православной церкви.
Выступление – это надо признать – было проникнуто духом нонконформизма.
Общество еще не определилось со своим отношением к клерикализации, благо это или, наоборот, чудовищный откат в Средневековье. Но то, что процесс идет, не ставится под сомнение никем.
И тем полемичнее прозвучало выступление Патриарха: «Клерикализация российского общества – это миф, который не имеет под собой ни одного факта. Нет фактов. Если вы читаете в российской прессе о клерикализации или о сращивании (Церкви с государством. – Прим. авт.), вам никто никогда не приведет примеры этого сращивания».
На всякий случай определимся с понятием. Что такое клерикализация? Это усиление влияния Церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни. Соответственно можно говорить о клерикализации общества. Мне попадались весьма интересные рассуждения научного сотрудника Института географии РАН Владимира Каганского о клерикализации культурного ландшафта (Каганский считает ее профанацией и дискриминацией). Но нас, разумеется, прежде всего интересуют взаимоотношения Церкви с государством. Именно о них говорил патриарх.
Справедливости ради нужно заметить, что нет ни одной медийной церковной персоны, которая не отрицала бы особый характер взаимоотношений Церкви и власти. А говорить об этом приходится всем – тема периодически всплывает. И всплывает не просто так.
Вспомним хотя бы странное и, я бы даже сказал, курьезное обещание партии «Единая Россия» привлечь Московский патриархат к законодательной работе. Было это в далеком уже 2009 году. Дума была другая. Но, впрочем, лица в ней заседали все те же. Так вот, г-н Исаев, тогда глава комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике, заявил журналистам: «Мы договорились о том, что будем представлять Патриархии план законопроектной работы Госдумы, и по всем вопросам, вызывающим хотя бы малейшие сомнения, проводить предварительные консультации, чтобы избежать взаимного недопонимания».
Церковники наперегонки бросились давать интервью, чтобы хоть как-то смягчить эффект от этого заявления. Особо усердствовал Всеволод Чаплин, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Ему по службе положено оперативно реагировать на подобное.
Говорил Чаплин вещи странные. Мы, говорил он, выступаем за активное сотрудничество с властью, и прежде всего законодательной, инициатива депутатов – это жест доброй воли, который мы с благодарностью принимаем. Но говорить о какой-либо угрозе клерикализма не приходится. У нас Церковь и государство разделены очень-очень сильно. Вы посмотрите: у нас даже нет военных капелланов, оплачиваемых государством. «Пока нет, что, кстати, вызывает справедливую озабоченность».
Такие заявления уже и комментировать не нужно даже.
Прошло три года. Вот уж и священников в военных училищах готовить начали. А патриарх все в ту же дуду: нет никакой клерикализации, мифы все это и враки. И примеров требует. «Подайте мне примеры».
Ну что ж. Пожалуйста, примеры. Благо, факты даже выискивать не нужно. Все же на поверхности.
В 2009 году на территории Нижегородской области начал действовать закон № 52-З «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Нижегородской области». Государственная поддержка предполагает предоставление всевозможных льгот и непосредственные финансовые вливания в виде грантов, финансовой помощи и т. д.
В законе разъясняется, что таким образом на территории Нижегородской области поощряется активность всевозможных организаций и объединений, направленная на решение «насущных общественных задач и социальных проблем граждан». На финансовую поддержку могут рассчитывать организации, реализующие проекты в сфере образования, науки и искусства, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни и защитой окружающей среды, патриотическим воспитанием молодежи, поддержкой материнства и детства, и т.д.
В первоначальной редакции закона оговаривалось, что его действие «не распространяется на политические партии, общественные движения, преследующие политические цели, религиозные объединения, профессиональные союзы, а также некоммерческие организации, учредителями которых являются иностранные граждане и лица без гражданства». Но именно этот пункт закона претерпел весьма существенные и, я бы даже сказал, обескураживающие изменения.
В последней, действующей сейчас редакции закона почему-то говорится, что его действие не распространяется на «государственные корпорации, государственные компании (которые не являются некоммерческими организациями, т. е., по идее, действие закона не должно бы было на них распространяться без всяких дополнительных оговорок. – Прим. авт.), автономные учреждения, а также общественные объединения, являющиеся политическими партиями».
А теперь догадайтесь, кто сейчас является главным выгодополучателем от этого закона. Правильно! Религиозные объединения, поддержка которых в первоначальной редакции запрещалась. Думаю, изменения в закон внесли специально для этой цели.
На практике, разумеется, далеко не всякая религиозная организация может рассчитывать на поддержку. Строго говоря, таковых только две: Духовное управление мусульман Нижегородской области и Нижегородская митрополия РПЦ МП.
Особую пикантность этой ситуации придает то, что деньги, как мы помним, среди прочего, должны выделяться под проекты по поддержке детства. О том, какую славную поддержку детству может оказать наша митрополия в Нижнем Новгороде, знают все. История с Домом офицеров, который был передан епархии безвозмездно, еще у всех на слуху. Дом офицеров был местом работы многочисленных кружков и секций, преимущественно как раз детских. Теперь над зданием возвышается уродливая пристройка с крестом. Кружки и секции автоматически исчезли. Такая вот поддержка детства…
Но не будем отвлекаться.
Справедливости ради нужно заметить, что в денежном выражении поддержка религиозных организаций из областного бюджета выглядит весьма скромно. В 2012 году на эти цели было запланировано всего 11 млн 749 тыс. рублей. На одно только обеспечение социальными проездными школьников из многодетных семей в новом учебном году планируется потратить на порядки большую сумму. Но переживать за поповское благополучие не стоит.
Во-первых, поддержка религиозным организациям оказывается не только из областного бюджета. Данью обложены все крупные муниципальные образования области. Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Балахна, Павлово – все несут свою копеечку. Итоговая сумма получается, думаю, довольно внушительная.
Во-вторых, поддержка, как мы помним, выражается не только в форме непосредственных финансовых вливаний, но и в виде предоставления всевозможных льгот. РПЦ на территории Российской Федерации пользуется беспрецедентными льготами.
Лишь один пример. В сентябре в СМИ промелькнуло сообщение, что патриарх написал Президенту РФ письмо с просьбой не вносить в Гражданский кодекс поправки, согласно которым церковь лишится права на получение бесплатных земель. Внимания этому событию было уделено гораздо меньше, чем патриаршему заявлению: «Клерикализация – миф!» А зря.
Сегодня вопрос о земле стоит не менее остро, чем в 1917 году. Земля не перестала быть одним из наиболее ценных ресурсов. А теперь просмотрите сообщения местных новостных агентств за последние хотя бы пару лет. С навязчивой частотой встречаются сообщения такого типа: «построен новый храм», «будет построен новый храм», «заложен новый храм». Когда вы будете это все читать, помните, что земля под этими постройками не стоила Церкви ничего.
Ну, и про сами постройки пару слов. В 2000 году в Швеции была изменена Конституция, произошло отделение Церкви от государства. И практически сразу у Церкви Швеции начались финансовые проблемы. «Швеция будет избавляться от церквей. Содержать многочисленные постройки не на что…» – ссылка на этот текст будет первой, если вы наберете в поисковой строке «церкви Швеции». А вот Русская православная церковь, формально отделенная от государства, подобных проблем не знает – новые постройки с крестами растут как грибы по всей России, даже в самых депрессивных областях. Почему бы так?
И вот что получается. Государство снабжает деньгами некую организацию, фактически содержит ее, предоставляет ей всевозможные льготы, не взимает с нее налоги. Почему так происходит? Ответ напрашивается сам собой: видимо, данная организация рассматривается как элемент государственного механизма, неотъемлемая его часть. Собственно, именно так ситуация воспринимается абсолютно всеми. О том, что «православие – основа российской государственности», нам в последнее время не устают напоминать и церковные деятели, и политики, и чиновники.
Ну, и что это, если не клерикализация? Утешает одно: затронула она пока в основном государство. Общество все еще клерикализации противится. Но противится, к сожалению, довольно вяло.

Также почитать