"Как не растеряться в книжном магазине"

Найти хорошую книгу – задача не из легких: литературные критики могут подвести, красивая обложка часто скрывает второсортное чтиво,  а увлекательная аннотация не гарантирует интересный сюжет. По просьбе «Селедки» четыре автора телеграм-каналов о чтении дают нашим читателям советы, как выбрать достойную литературу и не прогадать

Валентина Горшкова,
«Стр. 17»
t.me/stranitca17


1. Заведите читающего друга или откройте эту функцию в уже имеющихся друзьях. Человек, который знает ваши вкусы и настроение, может оказаться самым классным рекомендательным сервисом.

2. Если вы давненько не читали, возьмитесь за то, что сейчас у всех на слуху. Будет возможность поучаствовать в дискуссиях, а если повезет – и в перепалках по теме.

3. Прошерстите списки и составьте свой. Конец и начало года – самое время, поскольку издания и блогеры подводят свои итоги. Выписывайте не только названия понравившихся книг, но и имена авторов списков – это поможет помнить, с кем ваши вкусы совпали, а с кем нет.

4. Попросите совета. Пишущие о книгах люди, как правило, читают больше, чем видно их аудитории. Напишите автору, который вам близок, свой запрос: требует душа чего-то туманного, чтобы все кутались в плащи, ходили к обрыву, писали письма и тревожились? Вот так и сформулируйте. Вероятно, опытный читатель легко к этим симптомам что-то да подберет – например, «Картину мира» Кристины Бейкер Кляйн.

 

Евгения Лисицына,
greenlampbooks
t.me/greenlampbooks

5. Если вас интересует отечественная литература, подпишитесь на рассылки от издательств, причем не только от крупных вроде «Редакции Елены Шубиной», но и более мелких, издающих современную русскую. Например, «Лимбус-Пресс» и «НЛО». Новости о новинках будут приходить прямо на почту без лишней рекламы и убеждений, что это лучшая книга в мире.

6. Найдите литературных блогеров и критиков, чьи вкусы совпадают с вашими хотя бы на три четверти. Прислушивайтесь к тому, что они говорят про книжки, и мотайте на ус. Причем одного блогера или критика будет маловато, лучше хотя бы парочку или пяток. И если о новой книге будут положительно отзываться сразу несколько фаворитов среди литературных обозревателей, то, очевидно, надо брать.

7. Найдите критика или блогера, с которым у вас вкусы диаметрально противоположны. Просмотрите книги, которые он яростно ругает, хотя многим другим они по нраву. Очень часто это продуктивный способ найти для себя отличную книжку.

8. Просматривайте время от времени шорт-листы российских литературных премий, но не сильно расстраивайтесь, если не можете найти и приобрести какие-то отдельные тексты из них. Три четверти произведений обычно доступны всем и каждому, сосредоточьтесь на них. Лонг-листы – это чтение для искушенных, в них можно завязнуть, так что остановитесь на коротких списках. Только не забывайте смотреть, какую конкретно премию вы шерстите, какая у нее концепция. Если это «Большая книга», то чтение вряд ли будет легким и быстрым. За «НОС» не стоит браться, если вам не нравятся эксперименты с формой и подачей текста. Ну и так далее, обязательно смотрите, по какому принципу жюри отбирает победителей.

9. Попробуйте ввязаться в книжную игру, книжный клуб или совместное чтение – в зависимости от того, что вам ближе и доступнее. Иногда можно открыть жемчужины среди таких авторов, о которых вы раньше никогда не слышали и вряд ли бы вообще с ними столкнулись.

 
 

Александр Карпюк,
«Полка»
t.me/polka_knig


10. При выборе нон-фикшна важно понимать, что вы хотите – хотя бы примерно. Иначе поход в книжный может закончиться как классический гугл-поиск: начали искать что-то по антропологии, а закончили на дневниках Уорхола. Поэтому: если хотите купить книгу по искусствоведению, идите в соответствующий раздел.

11. Не бойтесь, если заинтересовавшая книга ни о чем не говорит. Одна из главных ошибок читателей – бояться неизведанного. Лучше обратите внимание на то, кто издал книгу: в России не так много классных независимых издательств, которые дорожат собственной репутацией и издают качественный переводной или отечественный нон-фикшн. Поэтому если вы видите логотип, например, Ad Marginem, Corpus или «НЛО» – скорее всего, вы на правильном пути.

12. Посмотрите, кто написал книгу, и вбейте его имя в поисковик. Если автор – специалист в своей области, то у него должно быть еще несколько трудов, в том числе различных статей.

13. Если ничего из вышеперечисленного не помогло, то прочитайте аннотацию, посмотрите на структуру текста, есть ли комментарии, ссылки. Это помогает составить первый «портрет» книги. Даже неискушенный читатель при вдумчивом прочтении сможет понять, шарлатан написал этот труд или нет.

 
   

Александр Шигаев,
«Будни букиниста»
t.me/budnibukinista

14. Если вы выбираете книгу в букинистическом, то беспроигрышный вариант – это русская и зарубежная классика. Можно как угодно относиться к советскому книгопечатанию, но классику в СССР издавали на очень высоком уровне и большими тиражами. Как итог – отсутствие опечаток, привычные (в случае зарубежных авторов) переводы, хорошая бумага, а за цену нового издания «Войны и мира» можно купить целое собрание сочинений в 20 томах.
А главное – никаких кинообложек!

15. Еще один верный ход – книги, которые издавали в 90-е. В это время издатели ушли в отрыв и за несколько лет выпустили все то, что раньше было нельзя, а очень хотелось, поэтому западную беллетристику штамповали, как могли. Если вы готовы закрыть глаза на чудные картинки на обложке, то обязательно обратите внимание на перевод – он бывает крайне странным. При этом большая часть «новых» книг в сетевых магазинах по-прежнему издается с теми же переводами, да и дизайн не сильно улучшился.

16. Нулевые подарили российскому читателю то, что принято называть альтернативой – все эти битники, маргиналы, постмодернисты и знаменитая оранжевая серия как раз из тех времен. Большинство изданий до сих пор считается эталонным, так что если вас не пугают жанровые особенности, то это действительно хороший вариант.

17. А самое главное при выборе книги для чтения – меньше доверять аннотациям, раньше времени не читать отзывы и не бояться экспериментировать: возможно, какой-нибудь чех или венгр в начале прошлого века именно для вас свои книги и писал.

Также почитать