"Какие книги выпускало Волго-Вятское книжное издательство"

В советское время книги, выпущенные Волго-Вятским книжным издательством, были практически в каждой домашней и уж точно в каждой публичной библиотеке региона. ВВКИ работало с 1921 по 1999 год, сбавив обороты только в самые последние годы существования. Было оно зональное, то есть одно на две области, поэтому снабжало не только горьковчан, но и кировчан художественной, общественно-политической, сельскохозяйственной, производственной и заказной литературой.

Особенная гордость издательства – книги по краеведению. Долгие годы редакцию краеведческой литературы возглавляла Ирина Васильевна Сидорова. Именно она была редактором у большинства известных горьковских писателей, инициатором и составителем первого в России фотоальбома Максима Дмитриева, основала серию «Записки краеведов», создала ряд сувенирных книжек-малюток о городе Горьком, которые получали дипломы в Москве на книжных выставках, а также уникальную нижегородскую пушкиниану.

С помощью бывших сотрудников издательства и работников Центральной городской библиотеки имени Ленина «Селедка» подобрала обложки книг, которые помогают составить представление о работе ВВКИ.


Ольга Ивановна Наумова
редактор отдела художественной литературы ВВКИ с 1964 по 1972 год

– Эти книги смотрятся в наше время весьма скромно. Но в них видна культура, они сделаны профессионально, оформлены по единым для всего Советского Союза правилам. Книги много раз просматривались, устранялись даже самые минимальные нарушения. Процесс был очень длительным, работа над книгой велась около года.

Был большой штат квалифицированных корректоров. Когда мы уже сдавали книгу в типографию, нам давали оттиски, чтобы как можно меньше было опечаток. Если мы превышали норму ошибок, с издательства списывались деньги. Могли быть выговоры.

Все специалисты читали книги с разным прицелом. Я смотрела, интересный ли текст, как он написан, как построена книга. Корректор искал ошибки. Цензор выискивал иногда совершенно невероятные вещи. Например, был такой автор Жогликов, он написал маленький сборник рассказов, я была у него редактором. В одном рассказе молодой папа гуляет в лесу со своей девочкой, ее зовут Света. Вдруг она видит покосившуюся звезду и спрашивает, что это такое. Отец отвечает, что это могила солдата. «Он погиб, тебя защищая, Света» – так заканчивался рассказ. Вдруг меня вызывают в обком. Оказывается, цензор настучал на меня. Говорят: «Как вы могли такое допустить? Почему у вас в лесу могилка неубранная, звезда покосившаяся?!» Мы с автором быстро все исправили, могилу «подровняли».

Такого понятия, как дизайнер, не было, был художественный редактор. Назову два имени, связанных с оформлением книг ВВКИ: Вахтанг Захарович Вешапури, ему уже 84 года, и Виктор Викторович Кременецкий, он совсем недавно умер. Оба очень талантливые люди. Они работали в издательстве постоянно, поэтому не только книги сами оформляли, а вообще все книги проходили через их руки, даже если приглашали другого художника.

С иллюстрациями, например, была интересная история. Поэт-сатирик Сточик сделал сборник стихотворений.  В одном из них говорилось, что, если человек заполняет анкету, он пишет о себе все, кроме того, умный он или дурак. И художник Пивоваров нарисовал человечка, у которого вместо головы была печать. Это было остроумно и казалось безобидным. Но кто-то взял зеркало – раньше везде искали скрытые знаки – и прочитал текст на печати: «Издательство Высшей школы». Оказывается, это издательство не заплатило художникам деньги, и они решили так отомстить.


Людмила Григорьевна Чандырина
редактор отдела общественно-политической литературы, работала в ВВКИ с 1967 по 1995 год


– Вся историческая, философская, комсомольская литература шла через наш отдел. Уже в 70–80-е годы мы привлекали философов, которые могли сказать что-то отличное от официальной точки зрения. Все книги отправлялись на рецензию в Москву, иногда приходилось отстаивать своих авторов. Когда-то получалось, когда-то – нет.

Был случай: мы издали «Брестскую крепость» Смирнова, и вдруг обнаружилось, что герой книги в чем-то замешан и попал под суд. И все, тираж зарубили, книжка не пошла, наши сотрудники ездили в типографию и уничтожали тираж.

Художественная литература выходила только с рекомендации Союза писателей. У них была своя очередность. Существовал облкниготорг, который получал тиражи, и книги шли обязательно во все книжные магазины: и кооперативные, и областные, и в селах. Тиражи расходились, не лежали.

Коллектив издательства был очень квалифицированным. Каждые пять лет редакторов обязательно отправляли на курсы повышения квалификации в Москву. Краеведы, историки, ученые, медики, вся культурная элита шла в издательство, потому что знали, что здесь всегда выслушают и примут. Это на самом деле была большая семья, в которой было все: и беды, и радости, и неприятности.

Также почитать