"Типология ЖЭК-арта"

Все вы видели лебедей из покрышек, раскрашенные пеньки и свинок из пятилитровых бутылок, которые красуются возле какой-нибудь хрущевки как отдельная мощная инсталляция, привлекающая внимание к подъезду и олицетворяющая заботу о маленьком пространстве возле дома. Это так называемый ЖЭК-арт, вокруг которого сегодня наблюдается ажиотаж. «Селедка» решила разобраться в типологии ЖЭК-арта и спросить у автора книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?» Полины Соколовой, являются ли грибы из тазиков и солнышко из бутылок искусством и почему это явление существует преимущественно на территории России

 

Иллюстрации: Марина Корева

 

 

Полина Соколова

автор книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?»

 

– Я родилась и выросла в маленьком сером подмосковном городе, где все дворы украшены ЖКХ-артом. Каждый раз, проходя путь от дома до электрички, наблюдала разные поделки из бутылок, шин, дерева. Мотивация у людей, которые этим занимаются различная: самореализация, способ выплеснуть эмоции, борьба с одиночеством, желание создать произведение искусства. И еще вот это: представьте двор возле обычной пятиэтажки. Как-то только создаешь в нем объект ЖКХ-арта, тебя немедленно начинают узнавать люди. Теперь они с тобой разговаривают, что-то спрашивают, предлагают какие-то материалы. Все! Ты дворовая звезда, а еще вчера тебя никто не замечал! Я, скажем, знаю в своем дворе каждую бабушку из тех, которые там что-то делают: привязывают к деревьям игрушки, делают из маленьких тазиков с помощью краски мухоморы, расставляют цветочные горшки, вставляют в землю разноцветные бутылочки. Моя мама, например, расписала дверной звонок: он теперь как лицо девочки, а провода – как косички. Это то, с помощью чего они борются с серостью вокруг, а мне всегда хотелось бороться с этой серостью.

 

Думаю, что возникновение термина «ЖЭК-арт» связано с одноименным пабликом в сети «ВКонтакте», созданным в 2014 году. Авторы страницы долгое время собирали коллекцию найденных на улицах и в сети объектов народного обустройства, после чего стали публиковать всё это онлайн. Сами авторы паблика считают, что правильнее было бы назвать это явление ТСЖ-артом (от слов «товарищество собственников жилья»), но термин ЖЭК-арт (или ЖКХ-арт) оказался более благозвучным для названия, он и закрепился.

 

ЖЭК-арт – искусство или социальное явление? Ответ на этот вопрос кроется в результатах моего исследования. Вот характерная короткая цитата: «...Можно сделать вывод, что ЖЭК-арт больше принадлежит к социокультурной сфере, хоть и тесно граничащей с паблик-артом, стрит-артом и ар брютом. По крайней мере, до тех пор, пока деятели искусства не обратят внимание на данный феномен или отдельных его представителей».

 

Почему ЖЭК-арт существует преимущественно на территории России? А почему у нас желто-белый пешеходный переход? Почему дома строят из разных по цвету кирпичей? Почему завешивают разваливающиеся дома красочной шторкой? Почему граффити закрашивают краской не в цвет здания? И что чувствует работник ЖКХ, когда краской и кисточкой рисует на доме? Включает ли он в это акт творчества или просто выполняет свою работу? Не знаю точного ответа на эти вопросы. Но думаю, что у русского народа сейчас есть огромное желание творить. Поэтому всё у нас так удивительно.

 

В основном ЖКХ-артом занимаются те, у кого нет работы, зато много свободного времени. В Москве ЖКХ-арт есть. Но исключительно на окраинах, что вполне объяснимо. На пятиэтажных окраинах столицы ведь живут примерно те же люди, что и в провинциальных городах: у них примерно один уровень зарплат, примерно тот же образ жизни, примерно то же окружение, примерно идентичное представление о красоте и благоустройстве.

 

Сейчас наблюдаю удивительно большой ажиотаж вокруг понятия ЖКХ-арт: раньше такого не было, да и термин этот появился много позже возникновения самого явления. Мне кажется, для последних пяти лет вообще характерен огромный интерес молодого поколения ко всему русскому. Даже не русскому, а «расеянскому». Мы вдруг стали обращать внимание на привычные аспекты русской жизни: фотографируем на пленку людей в электричках, пишем обзоры про шаурму, читаем русские СМИ, предпочитаем русские бренды, советскую архитектуру, VHS, музыку и стиль 90-x. Мы знакомимся с этим и удивляемся: перекидываем друг другу смешные видео из TikTok и странные дворовые композиции – ЖКХ-арт. И мне кажется, что это явление, увы, уйдет вместе с создающим его поколением. Так что у нас сегодня есть редкая возможность все это наблюдать, фиксировать и запоминать. Еще лет 50 – и ничего от ЖКХ-арта не останется, тем более что используемые там материалы очень недолговечны.

 

 

Дмитрий Смирнов

управляющий партнер «Проектной группы 8», член международной ассоциации Environmental Design Research Association, консультант Минстрой РФ по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды»

 

– Я лично коллекционирую ЖЭК-арт, фотографируя объекты во всех городах, где бываю, и хочу однажды организовать большую выставку #ЧТОЗАМАФ. Наша команда «Проектная группа 8» специализируется на проектах развития территорий, много работает с благоустройством, и я, кажется, что-то понимаю в хороших проектах. Поэтому для меня довольно иллюзорна грань между странными малыми архитектурными формами, на которых выражают тягу к прекрасному строители и неискушенные архитекторы в различных городах, и условными резными пеньками с тазами, распятыми мягкими игрушками и лебедями из шин, изготавливаемыми умельцами во дворах. При этом ЖЭК-арт очень мил моему сердцу.

 

Стремление к прекрасному, поиск идентичности, трудолюбие и бережливость – все это предпосылки для развития ЖЭК-арта, его корень. Это сродни искусству по форме, но на самом деле мастера руководствуются скорее не мотивацией художника, а мотивацией ремонтника. Люди делают красиво у себя дома, потом выходят во двор – получается своеобразная доместикация пространства. На самом деле люди просто хотят, чтобы вокруг было хорошо и красиво, уютно, как дома. Если будете искать в интернете варианты благоустройства двора, то не найдете ни одной инструкции, как сколотить скамейку, и при этом – десятки руководств по тому, как вырезать лебедя: люди реально обсуждают нюансы производства, секреты мастерства, делятся советами.

 

Я сомневаюсь, что есть признанные типологии, но при этом ЖЭК-арт можно типологизировать. Я бы выделил:

– объекты ландшафтного дизайна (обрамление цветников из бутылок, клумбы из шин, ванночки для приема дождевой воды из сточных труб и т. п.);

– скульптуры (нефункциональные объекты, отвечающие эстетическим запросам смотрящего: лебеди и драконы из шин, свиньи из бутылок, деревянные тотемы, настенные инсталляции и т. п.);

– малые архитектурные формы и игровые элементы (скамейки, столики, горки и другое игровое оборудование);

– создание визуальных образов (нанесение краски на уже существующие объекты, раскрашивание в радугу поребриков и заборов).

 

Как обилие ЖЭК-арта характеризует нашу страну? Безусловно, как страну бедную. Здесь и бедность пользовательского опыта, опыта пользования хорошими общественными пространствами, и бедность материальная – отсюда бережливость, естественность попытки применения б/у материалов.

 

Типология жэк-арта: 
Объекты из шин (преимущественно лебеди) 
Клумбы из подручных материалов – из шин, реже из бутылок, упаковок от йогурта или иного материала 
Человекоподобные скульптуры из разных материалов 
Религиозные объекты, тотемы 
Инсталляции из мягких игрушек 
Отдельные объекты или групповые ансамбли с патриотической тематикой 
Элементы флоры и фауны (грибы из тазиков, свинки из бутылок) 
Солнце из бутылок 
Скульптуры для сада, выставленные в городе 
Разукрашенные пеньки

 

 

Также почитать