"Урожай"

Арт-критик, руководитель клуба любителей театра «Кот Станиславского» Елена Чернова подводит итоги Нижегородского театрального рейтинга

В «Беzухове» не обошлось без скандала. В то время как участники круглого стола пытались нащупать точки опоры и выстроить рейтинг театральных имен и событий, актер Иван Старжинский заявил: «Вот вы все здесь говорите, что увольнение Вадима Данцигера из театра драмы – это потеря для города, а я с ним работал и скажу: никакая это не потеря! Он мне как актеру ничем не помог. Все, что я сделал, я сделал сам!»
Реакция была разная, но на самом деле инцидент совсем не безобидный. И указывает не только на градус эмоциональной оценки событий в театральной среде и не только на проблемы с профессиональной этикой у восходящей звездочки академической театральной сцены. Реплика Старжинского еще и показатель неоднозначности процессов, которые сорок человек взялись анализировать под занавес сезона. Ведь в ходе обсуждения выяснилось, что даже «худший» и «лучший» спектакли готовы меняться местами.
Номинаций в рейтинге пять: событие и разочарование сезона, лучший спектакль, актерская удача и режиссер-лидер. Для чего это все нужно? Оказалось, даже при неминуемой субъективности оценок итоги в виде рейтинга позволяют выявить лидеров и аутсайдеров театрального процесса, заметить яркие актерские и режиссерские работы, озвучить главные тенденции, диагностировать болевые точки, зафиксировать «точки роста». В конце концов вопрос о том, вернулись мы на театральную карту России или нет, решается не только участием театров во «внешних» фестивалях и количеством дежурных фестивальных призов.
Лонг-лист формировали всем миром в соцсетях. После уточнений он вместил 57 театральных событий, в том числе 35 премьер, 5 фестивалей, 2 совместных с другими регионами театральных проекта,
4 новые театральные площадки, открытие новых режиссерских имен. Вроде бы всего много, но, как оказалось, выбрать из внушительного перечня настоящее событие сезона, о котором все знают, все говорят и которое хоть что-то поменяло в нашей жизни, непросто. Несколько экспертов вообще отказали прошедшему сезону в событийности.
Главным событием тем не менее названы Российский фестиваль имени М. Горького и возрождение «Маленького театра» Александра Сучкова (10 и 8 голосов). Две нижегородские легенды, два возрождаемых театральных бренда Нижнего – большой фестиваль, ставший в этом году международным, и маленький бездомный театр, показавший премьеру, спектакль «Машинистки», у друзей, на малой сцене ТЮЗа. Сопоставимы, значимы и отражают главные тенденции нижегородской сцены.
На третьем месте по количеству голосов – кадровые изменения в театральной сфере. «Приход и деятельность нового министра культуры Сергея Горина, уход Георгия Демурова и приход-уход Вадима Данцигера для меня связываются в одно самое важное событие сезона, которое повлияло практически на все театральные процессы в совершенно разных формах, – комментирует эксперт рейтинга Александр Ряписов, режиссер, педагог и блогер. – Совершенно очевидно, что театр как госструктура определяется личностными качествами руководителей и учредителей».
Разочарованием (антисобытием) сезона 50 % опрошенных (20 голосов из 40) назвали увольнение Вадима Данцигера с поста главного режиссера академического театра драмы. «Театральный Нижний не ладит с приезжими режиссерами, и это театральный Нижний не красит», – уверена эксперт рейтинга Светлана Кукина, журналист и музыкальный критик. «Это явный признак административного диктата над творческим процессом», – уточняет литератор, автор и администратор интернет-проекта «Культурный вопрос» Игорь Зайцев.
Правда и то, что два данцигеровских спектакля «Опера нищих» и «Третья правда» половиной экспертного сообщества отнесены в раздел «Разочарование» (6 и 5 голосов). Зато другая половина экспертов (9) назвала «Третью правду» лучшим спектаклем сезона.
Режиссером-лидером благодарные зрители, эксперты и, что особенно важно, режиссеры-практики признали Александра Сучкова (12). По количеству и качеству театральных жестов ему не было равных: два премьерных спектакля, заметное участие в немецком сезоне «Драмы_talk», новая жизнь «Маленького театра». И это не считая актерских работ в родной драме. Критик Александр Пашков отметил, что именно актерскую работу Александра Сучкова, роль Фомы Опискина, нужно назвать самой заметной актерской удачей сезона.
Но по количеству отданных голосов (11) в номинации «Актерская удача» лидером все же стал «возмутитель спокойствия» Иван Старжинский, заметные и разноплановые роли которого в «Третьей правде», «Косметике врага» и участие в читках-показах «Драмы_talk» сделали молодого артиста популярным и любимым.
На роль лидера-«объединителя» могли претендовать и режиссеры-педагоги: Елена Фирстова, создавшая театральный «Арт-ковчег», Лев Харламов со своими студентами («Класс Бенто Бончева» в Учебном театре, читки в «Беzухове», «Zooпарк»), Вадим Данцигер, буквально накануне увольнения запустивший в Нижнем лабораторию современной режиссуры и драматургии и открывший (было) экспериментальную площадку под крышей академической драмы.
Разброс голосов позволил «увидеть» и другое: приход молодых режиссеров, появление новых театральных площадок, смещение интереса в сторону «альтернативных» проектов. «Я отношу появление нового режиссерского имени Павла Ушакова («Косметика врага», «Хозяин кофейни», проект «Драма_ talk»») к заметным событиям сезона. Тонкая, полутоновая режиссура, ориентированная на актера, – просто праздник какой-то!» – отмечает арт-критик Елена Минская. «Приход молодежи очень заметен: Маргарита Баголей, Александр Лапшов, Иван Старжинский, Артур Зимин. Хорошо, что у них уже есть свой режиссер. Так вот пусть их будет больше!» – поддерживает коллегу Илья Далин.
Сложнее с новыми театральными площадками. «Театральный цех» в заречной части города, говорят, уже закончил свое существование (может, прорежется в другом месте?). Судьба экспериментальной малой сцены в театре драмы теперь, после ухода автора проекта Вадима Данцигера, под вопросом. «Вася+1», где показывала свои спектакли Елена Фирстова, и водная сцена «Рыба» на Нижневолжской набережной требуют продуманности в репертуаре. Настораживает, что в этом сезоне не было обновлений на площадке театра «Zooпарк».
Не попали в поле обсуждения спектакли «Коко Шанель» (театр оперы и балета, 2 голоса) и мюзикл «Труффальдино» (1 голос). Надо еще понять, почему эксперты оказались глухи к этим премьерам: не «моя» специализация (опера)? далеко от центра («Труффальдино»)? Между тем именно эти две премьеры во многом определяют вектор развития нижегородской музыкальной сцены.
С учетом открытий и разочарований можно, пожалуй, повторить вслед за Львом Харламовым: «Все так красиво смешивается!..» Или подумать над словами его более сурового коллеги Александра Ряписова: «Пока особенных событий, в смысле рождения спектакля или проекта, не произошло. Но, возможно, процессы, зародившиеся в этом сезоне, принесут свои плоды в следующем?»

Также почитать